Аттестация сотрудников

Содержание

Как проводится переаттестация сотрудников

Перед тем как организовать масштабные оценочные процедуры для персонала компании, необходимо сделать следующее:

  • разработать общий алгоритм мероприятия;
  • подготовить необходимые для этого документы;
  • проинформировать об оценке все заинтересованные стороны;
  • продумать до мелочей, как проводить саму переаттестацию;
  • определить для себя, что будет итогом оценки, и какие решения будут приниматься по ее результатам;
  • прописать всю схему проведения мероприятия в Положении об аттестации сотрудников, утвердить данный документ у руководства.

Пошаговый алгоритм проведения переаттестации сотрудников

Этап 1: выясняем, для чего компании нужна переаттестация сотрудников

Например, в государственных учреждениях эта процедура положена по законодательству. Следовательно, ее цели и задачи уже прописаны в соответствующем законе. В негосударственных компаниях переаттестация персонала проводится для определения соответствия работников потребностям бизнеса. А это значит, что оценка персонала должна выявить, в какой степени сотрудники компании способствуют росту и развитию фирмы, выполняя свои основные обязанности.

Этап 2: выбираем вариант организации аттестационной процедуры

Например, можно использовать традиционные собеседование и тестирование для рядовых специалистов (офисных служащих). Если речь идет о переаттестации для рабочих специальностей, то можно оценить профессиональное мастерство в процессе выполнения тестового задания. Скажем, ремонт машины, выточка детали. Деловые качества и профессиональные навыки работников из сферы услуг (консультанты по продукту, продавцы) выявляются в ходе деловой игры.

Интересная ситуация: Хотим в рамках аттестации провести и оценку по компетенциям. Правомерно ли это?

Этап 3: разрабатываем перечень вопросов и заданий, нацеленных на оценку тех или иных профессиональных навыков

Отмечаем, что можно проверить в ходе выполнения практических заданий, а что – в процессе тестирования и (или) собеседования. Если нужно проверить знание технологии работы, техники безопасности, то предпочтение стоит отдать тестам с несколькими вариантами ответов. Если оцениваем практические навыки, нестандартное мышление, то предлагаем практические задачи без готовых ответов.

Этап 4: выбираем методы переаттестации

Например:

  • оценка «360 градусов» (опрос всех, с кем работает аттестуемый сотрудник, на предмет выяснения его деловых качеств);
  • Центр оценки, или Assessment Center (комплекс оценочных процедур для выяснения уровня развития компетенций);
  • групповая экспертная оценка (когда несколько экспертов-профессионалов оценивают профессионализм аттестуемого работника) и другие.

Этап 5: разъясняем персоналу особенности оценочных процедур

Для создания необходимого позитивного отношения к ним рассказываем о том, как переаттестация повлияет на карьеру работников. Уточняем, в какой форме всё будет происходить, какие будут примерные вопросы или задания. Предоставляем необходимые материалы для повторения, доступ к компьютеру, с помощью которого будет происходить тестирование.

Этап 6. Уточняем способы сохранения и анализа информации, полученной в ходе переаттестации

Например, анкета аттестуемого работника, содержащая все необходимые сведения, аттестационный лист как протокол проведения процедуры и др. Итоговые данные их этих документов переносим в личную карточку работника.

Подробнее о переаттестации и оценке персонала читайте в статьях:

Образцы документов

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файлы и получить доступ к более чем 3000 hr-документов

Источник: https://www.hr-director.ru/article/63016-qqq-17-m3-pereattestatsiya-rabotnikov-v-organizatsi

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2006, N 11

Аттестация персонала: как провести, избежав ошибок

Аттестация занимает свое, особое, место в системе управления персоналом, хотя нередко ее путают с оценкой персонала. Аттестация — это лишь один из методов оценки, но ее результаты могут иметь серьезные последствия для сотрудников. Если оценка персонала — процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач компании, то аттестация — это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы в должности, которую он занимает. Результаты этой процедуры можно использовать в суде для защиты кадровых решений (например, увольнение сотрудника). Но не будем о грустном… Ведь прежде всего аттестация — реальный способ повысить эффективность работы сотрудников предприятия.

Термин «аттестация» пришел в современные российские компании из советского прошлого: как отдельный блок работы по организации труда служащих аттестация была введена в 1973 г. Постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1973 г. N 531 (с изм. от 21.02.1986), а Постановлением Госкомтруда СССР и Госкомнауки и техники СССР от 5 октября 1973 г. N 267/470 было утверждено Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи (далее — Положение 1973 г.). Последние изменения вносились в него в 1986 г., и на данный момент оно не отменено и не признано утратившим силу.

В советский период экономика строилась на крупных государственных предприятиях с численностью персонала в тысячи и десятки тысяч человек. Сегодня в России тоже немало крупных компаний в реальном секторе экономики и сфере услуг, имеющих разветвленную структуру управления и филиальную сеть, для которых советский опыт проведения аттестаций стал актуальным. Даже небольшие компании с численностью сотрудников 50 — 100 человек, планирующие расширение бизнеса, рассматривают аттестацию как инструмент для повышения эффективности такого ресурса, как персонал.

Для кого аттестация обязательна?

Следует отметить, что наше законодательство не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. Ни Трудовой кодекс РФ, ни другие нормативно-правовые акты общеотраслевого и обязательного характера не устанавливают, что любой работодатель должен периодически проверять соответствие своих работников занимаемым ими должностям.

Однако есть здесь и исключения. Например, в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях определения соответствия замещаемой должности 1 раз в 3 года проводится аттестация государственных служащих. А согласно Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» обязательной аттестации подлежит руководитель унитарного предприятия.

Обязательная аттестация установлена также специальными федеральными законами в отношении персонала организаций отдельных отраслей экономической деятельности (некоторые категории работников в энергетике, транспортной сфере, на опасных производственных объектах, в сфере образования и другие).

В остальных случаях проведение аттестации не обязательно, но если руководство предприятия решило провести эту процедуру, то препятствий для этого нет. Единственное, что должен сделать работодатель и его служба персонала, — это закрепить систему аттестации в соответствующем локальном нормативном акте, например в положении об аттестации персонала организации. Менеджерам по персоналу, приступившим к разработке локального положения об аттестации, необходимо знать, что Минтруд России в своих разъяснениях уточняет: локальный акт должен учитывать правила, которые были установлены ранее актами СССР, а также желательно учесть рекомендации, данные по разным отраслям профильными министерствами.

Зачем нужна аттестация?

В первую очередь аттестация позволяет провести диагностику персонала, то есть получить информацию о сотрудниках, выявить «болевые точки», моменты, затрудняющие работу персонала, и своевременно решить эти проблемы. В процессе аттестации проводится инвентаризация бизнес-компетенций, что необходимо компании для достижения намеченных целей. Речь идет об определении с помощью аттестации ценности сотрудников не только для подразделения (группы), но и для организации в целом, оптимальной расстановке сотрудников на местах, наиболее адекватном применении системы оплаты труда.

Если у конкретного сотрудника есть необходимые для своей должности компетенции — он получает соответствующий оклад, если они «подросли» — оклад тоже может «подрасти». Сотрудники, которые продемонстрировали лучшие результаты, по итогам аттестации получают наивысшую оценку и могут стать кандидатами в кадровый резерв. В свою очередь, сотрудникам с недостаточным количеством компетенций, но в которых компания заинтересована, может быть предложена программа по обучению и развитию, то есть аттестация позволяет сделать обучение более адресным.

Аттестация позволяет принять решения, связанные с:

— изменением компенсационного пакета, что имеет конкретные материальные последствия для работников;

— развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации);

— оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем;

— формированием кадрового резерва компании.

Проведение аттестации

Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия во главе с председателем, которая делится на подкомиссии для оценки работников конкретной должности или направления деятельности. Если целью аттестации является проверка соответствия занимаемой должности и по ее итогам возможно увольнение работников, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа (при условии, что есть профсоюз). Если у аттестации другие цели и ее итоги не предусматривают возможности увольнения (или других негативных последствий для сотрудников), то включение члена профсоюза в состав аттестационной комиссии не обязательно (например, если аттестация проводится с целью формирования кадрового резерва, для повышения категорий по оплате труда и т.д.).

Важно знать, что с юридической точки зрения неправомерным может быть признано проведение аттестации работников, проработавших в занимаемой должности менее 1 года, и беременных женщин. Также аттестации не подлежат женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска).

При подготовке аттестации организаторам необходимо определить, какие категории сотрудников будут проходить ее и с какой периодичностью (обычно аттестация проводится раз в год).

Важно также представлять, что именно необходимо оценивать, так как в полную процедуру аттестации могут быть включены оценка результатов труда, профессиональных знаний и навыков сотрудников, оценка свойств их личности. Формально оценка личностных качеств и мотивационной сферы человека не входит в предмет аттестации в ее классическом понимании. Однако современные рыночные условия диктуют свои требования, и исходя из этого все больше компаний включают такую оценку в систему аттестации для ряда должностей (специальностей), где личностно-мотивационная сфера сотрудников имеет ничуть не меньшее значение, чем профессиональные знания и навыки. Это относится, например, к руководителям, сотрудникам коммерческих служб и т.д., т.е. к тем должностям, для которых очень важен человеческий фактор, влияющий на бизнес компании в целом.

Необходимо также разработать:

— критерии оценки результатов труда и порядок их учета;

— выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить так называемые профили успешности;

— определить порядок проведения самой процедуры оценки, а также процедур информационного обеспечения работы аттестационной комиссии.

После этого следует подобрать соответствующий диагностический аппарат (методы, которыми будет проводиться диагностика) и осуществить пробную эксплуатацию разработанной системы аттестации в одном из подразделений компании.

На подготовительном этапе аттестации сотрудники готовят отчеты о выполнении своего профессионального плана развития и плана работы. Материалы представляются секретарю комиссии, формирующему таблицу с оценками сотрудников, которые также включают и оценку сотрудника непосредственным руководителем.

В ходе аттестации работник зачитывает свой отчет по планам работы и профессионального развития. Выставленные оценки по компетенциям обсуждаются комиссией, а потом суммируются и сверяются с профилем должности. Чем больше итоговый балл по всем компетенциям, тем выше профессиональный уровень сотрудника, а значит, он может претендовать и на более высокий оклад или попасть в кадровый резерв.

Процедура аттестации требует значительных трудовых и временных затрат, а также объективного подхода к решению проблем. Если при ее проведении необходимо внешнее экспертное мнение или не хватает собственных специалистов, то оправданно будет привлечение профессиональных консультантов со стороны. Ситуация, когда вводные условия задает клиент, а консультанты непосредственно осуществляют постановку системы аттестации, в последнее время очень распространена.

К консультантам можно обратиться за помощью как к предметным экспертам. Они подскажут, как лучше решить ту или иную задачу в рамках этой процедуры, помогут обучить сотрудников компании, с тем чтобы они могли построить и внедрить систему аттестации собственными силами. Внешние консультанты могут быть приглашены для решения локальных задач в рамках проведения аттестации, например для организации и проведения профессионального тестирования сотрудников или экспертного заключения по отдельным компетенциям, для проведения комплексного исследования методом Ассессмент-центр.

Ошибки при проведении аттестации

Главная ошибка может быть допущена на самом первом шаге — при выборе цели проведения аттестации. Если аттестация проводится только с целью сокращения персонала или для избавления от отдельных неугодных сотрудников, то многие плюсы, которые она дает (повышение эффективности труда, повышение бизнес-показателей за счет грамотной ротации кадров и их адресного развития), сводятся на нет.

Низкая информационная поддержка процедуры аттестации тоже может сказаться на психологическом климате коллектива, особенно если аттестация проводится впервые. Следует подробно разъяснять менеджерам высшего звена, какие сведения они получат в результате проведения аттестации, как ими пользоваться и какие задачи с их помощью можно решить. Сотрудников компании можно предупредить о проведении аттестации за пару месяцев, чтобы они смогли подготовиться к этой процедуре, освежить в памяти необходимую информацию, дополнительно почитать профессиональную литературу. И не стоит бояться некоторого напряжения в коллективе, поскольку люди в это время начинают лучше работать, т.к. грядущая аттестация служит им дополнительным стимулом.

Еще одной существенной ошибкой при проведении аттестации является применение в предварительных оценочных процедурах только субъективных методов (экспертная оценка, «метод 360» и т.д.). Эти методы целесообразно использовать в дополнение к оценке реально измеримых критериев: результатов труда, результатов профессионального тестирования, которые являются объективными показателями.

Ошибкой будет и неиспользование результатов аттестации в дальнейшей кадровой работе (обучение, ротация, работа с кадровым резервом). Нельзя считать проведенную аттестацию конечным мероприятием — провели большую работу, поставили «галочку», кого-то уволили, кому-то понизили зарплату… Результаты проведенных процедур можно и нужно использовать для повышения качества такого ресурса, как персонал.

Итоги аттестации

Как говорилось выше, аттестация нужна и для того, чтобы обоснованно принимать управленческие решения, связанные с кадровым менеджментом. В частности, по итогам аттестации можно принять ряд кадровых решений на законном основании (увольнение, понижение в должности, перевод на другую работу).

Процедура принятия решения о переводе работника, его увольнении или об изменении других существенных условий трудового договора должна быть подробно закреплена в локальном положении об аттестации персонала.

В противном случае затрудняется применение соответствующих статей ТК РФ. Если в приказе по итогам аттестации службе персонала дается указание рассмотреть вопрос о переводе работника, признанного не соответствующим занимаемой должности, то работнику в соответствии с ч. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ должен быть предложен перевод на другие вакантные должности при наличии последних. Как правило, предлагаются нижестоящие должности. Если работник отказывается от перевода (причем в письменной форме) или же вакантных должностей нет, то только в этом случае работодатель может уволить работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Если работник был уволен по этому основанию и оспаривает увольнение в судебном порядке, то:

1) выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника будут подлежать оценке в совокупности с другими доказательствами по делу;

2) работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник отказался от перевода на другую работу либо что работодатель не имел возможности (например, в связи с отсутствием вакантных должностей или работ) перевести работника с его согласия на другую работу в этой же организации;

3) если уволенный работник является членом профсоюза, работодатель должен будет представить доказательства о том, что в состав аттестационной комиссии при проведении аттестации, которая послужила основанием для увольнения работника, входил представитель от соответствующего выборного профсоюзного органа (ч. 3 ст. 82 ТК РФ), а кроме того, доказательства, что в соответствии со ст. 373 ТК РФ:

— работодатель провел дополнительные консультации с профсоюзным органом, если последний выразил несогласие с предполагаемым увольнением работника;

— был соблюден месячный срок для расторжения трудового договора, исчисляемый со дня получения работодателем мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (ст. 373 ТК РФ).

Чтобы избежать подобных судебных разбирательств, работодателю необходимо использовать утвержденные формулировки. Общепринятыми оценками работников по итогам аттестации являются оценки «соответствует занимаемой должности» и «не соответствует занимаемой должности» (нередко в компаниях используют формулировки «аттестован», «годен» и другие, что неправильно).

* * *

В заключение стоит напомнить, что аттестация не должна проводиться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной, а по ее результатам проведутся конкретные мероприятия. Самое главное — должны последовать реальные действия в соответствии с теми целями, которые были заявлены перед началом оценки.

Д.Л.Овчинников

Консультант по кадровому консалтингу

Компании «Коминфо HR»

Подписано в печать

Источник: https://hr-portal.ru/article/attestaciya-personala-kak-provesti-izbezhav-oshibok

Что отразить в локальном нормативном акте

Цель аттестации персонала. Для каждой компании она может быть своя: оценка квалификации и профессиональных навыков работника, определение направления развития работника на следующий период и др.

Периодичность проведения. Для работников государственных структур установлен период один раз в три года. Аттестация может проходить и чаще, однако может быть расценена как ухудшение положения работников. К тому же, процедура аттестации требует определенных затрат ресурсов, поэтому ее проведение чаще чем один раз в три года может быть нецелесообразной.

Категории работников, подлежащих или не подлежащих оценке. Для коммерческих компаний не установлены какие-либо ограничения. Тем не менее, рекомендуем исключить из этого перечня беременных женщин и работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, работников на испытательном сроке, проработавших на занимаемой должности менее года, достигших возраста 60 лет.

Состав аттестационной комиссии или порядок ее формирования. Включите в комиссию не менее трех человек (их количество должно быть нечетным). Назначьте председателя и секретаря. В состав могут входить руководитель службы персонала, руководители структурных подразделений, работники которых аттестуются. Не забудьте включить члена первичной профсоюзной организации (если она есть) в состав (часть 3 статьи 82 Трудового Кодекса РФ).

Форма проведения аттестации. Зависит от особенностей оцениваемой должности.

Она может быть:

  • устной (в виде собеседования – индивидуального или коллегиального);
  • письменной (в виде тестирования, анкетирования, решения профессиональных задач);
  • в виде практического задания (актуально для производственных работников);
  • для работников сферы культуры и искусства – просмотр и обсуждение результатов творческой деятельности (концертов, репетиций, произведений изобразительного искусства и др.).

Критерии оценки работников. Во-первых, оценивается профессиональная компетентность. Укажите, что за основу берется должностная инструкция, требования, предъявляемые к должности профессиональным стандартом и квалификационным справочником (если они разработаны для данной профессии).

Во-вторых, эффективность деятельности: качество выполняемой работы, самостоятельность в принятии решений или творческий подход. Во время аттестации проверьте, как работник справляется с возложенными на него обязанностями. Используя этот критерий оценки, работодатель сможет принять решение кадровом перемещении.

Еще один критерий – корпоративная компетентность. Понимает ли работник цели и задачи компании, поддерживает ли стратегию развития, как проходит его коммуникация с коллегами. Отметьте личные качества, присущие аттестуемому работнику и необходимые для данной должности.

Виды решений, принимаемых по результатам аттестации, а также сроки их исполнения. Не стоит затягивать реализацию принятых решений: максимум – 1–2 месяца.

Желательно утвердить локальным нормативным актом формы приказа, аттестационного листа, протокола и других документов, формируемых в процессе процедуры аттестации.

С локальным нормативным актом необходимо ознакомить всех сотрудников под роспись.

Процедура аттестации сотрудников

1. Издайте приказ об аттестации. Отразите в нем цель аттестации, сроки, состав аттестационной комиссии. Назначьте ответственных за проведение аттестации лиц.

2. Приложите к приказу график проведения аттестации и перечень работников, подлежащих аттестации.

3. Ознакомьте всех задействованных в процедуре аттестации лиц с приказом под подпись.

Образец приказа об аттестации персонала

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка»

ПРИКАЗ

№ 1

О проведении аттестации

В целях установления соответствия занимаемой должности, повышения эффективности работ и рациональной расстановки кадров, а также на основании Положения о проведении аттестации работников ООО «Ромашка», утвержденного 18.04.2016г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести в период с 31.09.2016 по 02.12.2016 плановую аттестацию работников Финансового отдела.

2. Директору по персоналу Сидоровой Н.С.:

2.1. Составить в срок до 12.09.2016 списки работников Финансового отдела и Бухгалтерии, подлежащих аттестации.

2.2. Составить график проведения аттестации работников, указанных в п. 2.1 приказа по форме (Приложение № 1).

2.2.1. Предоставить график проведения аттестации на утверждение в срок до 16.09.2016.

2.3. Ознакомить работников, подлежащих аттестации, с утвержденным графиком проведения аттестации под роспись в срок до 23.09.2016.

2.4. Разослать форму представления (Приложение № 2) руководителям Финансового отдела и Бухгалтерии в течение двух дней после утверждения графика. После получения представлений и дополнительных материалов от руководителей подразделений сформировать их и передать в аттестационную комиссию для ознакомления.

3. Сформировать аттестационную комиссию в составе:

– председатель аттестационной комиссии – Сидорова Н.С., директор по персоналу

– члены комиссии – Давыдова И.К., начальник отдела кадров;

– Петрова М.В., начальник финансового отдела;

– Сергеева Е.С., главный бухгалтер;

– Андреев Н.О., председатель первичной профсоюзной организации;

– секретарь – Николаева Т.И., специалист по кадрам.

5. Председателю аттестационной комиссии в недельный срок предоставить итоговый протокол и материалы аттестационной комиссии для утверждения.

6. Секретарю руководителя Мининой А.С. ознакомить с настоящим приказом всех указанных в нем работников.

7. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Генеральный директор И.И. Иванов

4. Сформируйте на аттестуемого работника справку о соответствии квалификационным требованиям. Укажите в ней фамилию, имя и отчество работника, должность, подразделение, дату рождения, сведения об образовании и повышениях квалификации, период работы на аттестуемой должности, общий стаж работы, дату проведения аттестации. Подпишите у руководителя кадровой службы и ознакомьте работника. Эта исходная информация, которая может повлиять на принятие решения по результатам аттестации.

5. Будет отлично, если непосредственный руководитель сформирует на оцениваемого работника представление (характеристику или отзыв). Желательно отразить в нем степень эффективности выполнения профессиональных задач, деловые и личные качества работника и другие сведения, которые руководитель посчитает нужным. Ознакомьте работника с данным документом под подпись.

6. Оформите аттестацию каждого работника протоколом. Зафиксируйте в нем информацию о дате проведения аттестации, присутствующих членах аттестационной комиссии, ФИО и должность аттестуемого работника, форму проведения аттестации. Приложите к протоколу справку, отзыв от руководителя, результаты выполнения аттестационного задания.

7. Укажите в протоколе принятое решение по результатам аттестации. Их полный перечень должен быть зафиксирован в локальном нормативном акте:

  • работник соответствует занимаемой должности;
  • работник соответствует занимаемой должности и рекомендован к переводу в порядке должностного роста;
  • работник соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв;
  • работник не соответствует занимаемой должности.

Образец протокола аттестации

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка»

ПРОТОКОЛ

заседания аттестационной комиссии

№ 1

Повестка дня:

1. Проведение аттестации Ильиной Дарьи Петровны, бухгалтера высшей категории, отдел Бухгалтерия.

2. Принятие решение по итогам аттестации.

Присутствовали:

Председатель комиссии: Сидорова Н.С.

Члены комиссии: Давыдова И.К., Петрова М.В., Сергеева Е.С., Андреев Н.О.

Секретарь: Николаева Т.И.

Аттестуемый: Ильина Д.П.

СЛУШАЛИ:

Ильину Д.П. – проведение аттестации в форме письменного тестирования по вопросам, соответствующим должностным обязанностям занимаемой должности «бухгалтер высшей категории».

Давыдову И.К. – зачитала представление руководителя об Ильиной Д.П.

Предоставленные документы:

– справка о соответствии квалификационным требованиям (приложение 1);

– представление руководителя (приложение 2);

– результаты тестирования Ильиной Д.П. (приложение 3).

ПОСТАНОВИЛИ:

Бухгалтер высшей категории Ильина Дарья Петровна соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв по должности «заместитель главного бухгалтера».

– председатель аттестационной комиссии – Сидорова Н.С., директор по персоналу

– члены комиссии – Давыдова И.К., начальник отдела кадров;

– Петрова М.В., начальник финансового отдела;

– Сергеева Е.С., главный бухгалтер;

– Андреев Н.О., председатель первичной профсоюзной организации;

– секретарь – Николаева Т.И., специалист по кадрам.

Ознакомлена: – Ильина Д.П.

Как создать и оформить аттестационную комиссию?

Ответ на вопрос:

Аттестацию работников в организации должна осуществлять аттестационная комиссия. Никаких специальных требований к составу комиссии законодательством РФ не установлено. Однако ее необходимо сформировать таким образом, чтобы снизить возможность возникновения в дальнейшем трудовых споров.

Как правило, состав комиссии бывает следующим: председатель, заместитель председателя, секретарь, иные члены комиссии. Председателем комиссии обычно является руководитель организации или его заместитель, а иные члены комиссии — сотрудники из числа руководящих работников и/или высококвалифицированных специалистов. Рекомендуется включать в члены комиссии не менее трех человек.

Если в организации есть первичная профсоюзная организация, то в состав аттестационной комиссии должен быть включен ее представитель (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). Положение об аттестации сотрудников

Кроме того, целесообразно в ряде случаев включать в состав аттестационной комиссии и привлеченных со стороны независимых специалистов высокой квалификации, так как их мнение в плане определения профессионального уровня аттестуемых сотрудников будет более объективным, нежели мнение работников организации. Количественный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы могут утверждаться приказом по организации. Соответственно, изменить количественный и персональный состав аттестационной комиссии после ее назначения можно будет только на основании нового приказа. Иначе результаты аттестации нельзя будет признать действительными.

Работодатель, руководствуясь локальным нормативным актом организации, приказом должен утвердить график проведения аттестации и довести его до сведения каждого аттестуемого работника заблаговременно. В любом случае срок для извещения должен быть разумным, чтобы работник имел возможность подготовиться.

В графике целесообразно указать дату проведения аттестации и даты представления всех необходимых документов. График проведения аттестации будет в этом случае являться приложением к приказу о проведении аттестации.

Важным этапом при проведении аттестации является подготовка отзыва (характеристики) на аттестуемого работника, чтобы аттестационная комиссия могла всесторонне оценить результативность сотрудника, его компетенции, уровень квалификации и деловые качества. Поэтому отзыв (характеристика) должен содержать полную, всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых и личных качеств аттестуемого работника, отражать конкретные результаты работы в данной должности за предшествующий аттестации период. Как правило, такой отзыв (характеристику) на сотрудника составляет его непосредственный руководитель.

При этом секретарь аттестационной комиссии в установленный в организации срок до начала аттестации должен ознакомить работника под подпись с представленным отзывом (характеристикой) о его трудовой деятельности, чтобы аттестуемый имел возможность сообщить в комиссию в письменной форме дополнительные сведения о своей работе за предшествующий период, а также подать заявление о несогласии с представленным отзывом с изложением аргументов.

В связи с тем что по результатам аттестации делаются выводы о профессиональных качествах сотрудника, о его соответствии занимаемой должности, при проведении аттестации необходимо использовать также и должностные инструкции, определяющие требования и уровень квалификации, которым должен соответствовать каждый конкретный работник.

Итак, порядок подготовки к проведению аттестации может включать следующие этапы:

— определение сроков проведения аттестации;

— формирование аттестационной комиссии;

— составление списка работников, подлежащих аттестации;

— издание приказа о проведении аттестации;

— составление графика проведения аттестации работников;

— подготовку вопросов и сбор необходимых документов и сведений для проведения аттестации.

Более подробно об этом: http://www.1kadry.ru/#/document/130/51135/?step=44.

Вопрос: как оформляется наличие достаточного практического опыта

Полагаем, что в протоколе а аттестационном листе можно просто указать, что работник обладает достаточным практическим опытом и навыками и может занимать должность…..

Подробности в материалах Системы Кадры:

Форма:

1.Приказ о проведении аттестации работников.

«Альфа»
ИНН 7708123456, КПП 770801001, ОКПО 98756423

полное наименование организации

ПРИКАЗ № 115
о проведении аттестации

г. Москва 07.12.2013

В целях проверки соответствия сотрудников организации занимаемым должностям

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести с 09.12.2013по 12.12.2013плановую аттестацию сотрудников организации.

2. Утвердить список сотрудников, подлежащих аттестации.

3. Утвердить график проведения аттестации.

4. Для проведения аттестации создать комиссию в следующем составе:
– начальник отдела кадров Е.Э. Громова (председатель комиссии);
–главный бухгалтер А.С. Глебова(член комиссии);
– председатель выборного профсоюзного органа Т.П. Мухина (член комиссии);
– заместитель директора А.С. Кондратьев (член комиссии);
– секретарь Е.В. Иванова(секретарь комиссии).

5. Начальникам отделов организовать работу по подготовке характеристик сотрудников и
передать их аттестационной комиссии в срок до 13 декабря 2013 года.

6. Начальнику отдела кадроворганизовать методическую подготовку проведения аттестации.

7. После проведения аттестации председателю аттестационной комиссии и секретарю
предоставить материалы аттестации директору в срок до 17 декабря 2013 года.

Директор А.В. Львов

С приказом ознакомлены:

07.12.2013 Е.Э. Громова
07.12.2013 А.С. Глебова
07.12.2013 Т.П. Мухина
07.12.2013 А.С. Кондратьев
07.12.2013 Е.В. Иванова

2.Ответ: В каком порядке проводится аттестация сотрудников

И.И. Шкловец

Для проведения аттестации нужно:

  • утвердить положение об аттестации;
  • издать приказ о проведении аттестации, утвердить состав аттестационной комиссии;
  • уведомить сотрудников об аттестации;
  • провести аттестацию;
  • подвести итоги аттестации.

Источник: https://www.kdelo.ru/qa/133253-qqkss7-kak-sozdat-i-oformit-attestatsionnuyu-komissiyu

Создание аттестационной комиссии

Одним из важных подготовительных этапов аттестации является создание аттестационных комиссий, в которые поступают на рассмотрение необходимые документы аттестуемых работников. Общие положения о порядке формирования и деятельности аттестационных комиссий должны быть конкретизированы в Положениях об аттестации работников с учетом особенностей деятельности организации. Это обусловлено тем, что деятельность аттестационных комиссий не ограничивается ознакомлением с документами, представляемыми на аттестуемого, и вынесением на этой основе соответствующего решения. Работа комиссий значительно шире. В нее входит также: сбор необходимых для аттестации документов; проведение в необходимых случаях собеседования с аттестуемыми; доведение до них принятого комиссией решения; доведение до сведения работодателя результатов периодической аттестации; обеспечение гласности в ходе аттестации и подведении ее итогов и др. Все это требует соответствующей правовой регламентации.

С учетом сказанного выше и руководствуясь действующим законодательством, а также практикой его применения, в локальные нормативные акты, регулирующие отношения по аттестации работников, целесообразно включить следующие положения, относящиеся к деятельности аттестационных комиссий.
1. Формирование аттестационных комиссий, их количественный и персональный состав осуществляется работодателем с учетом численности и категории аттестуемых, а в необходимых случаях и территориального размещения подразделений, где работают аттестуемые работники (например, для строительных и транспортных организаций, организаций добывающих отраслей, организаций материально-технического обеспечения и др.).
2. В целях проведения аттестации в установленные графиком сроки работодатель вправе принять решение о создании нескольких аттестационных комиссий. При этом целесообразно учитывать необходимость специализации комиссий при аттестации работников различных профессий и направлений деятельности данной организации (экономическая, юридическая, бухгалтерская, договорно-правовая, техническая, коммерческая, охрана труда и др.). Целесообразно создать специальные комиссии для аттестации работников аппарата управления организации в целом, а также по группам подразделений.
3. Персональный состав аттестационных комиссий утверждается работодателем, как правило, одновременно с утверждением графика аттестации. В приказе (распоряжении) следует указать фамилию, имя, отчество каждого члена комиссии, занимаемую должность и структурное подразделение, в котором он работает, а также назначить председателя комиссии, его заместителя и секретаря. Изменять состав аттестационной комиссии без приказа (распоряжения) работодателя не допускается.
4. Члены комиссии и ее секретарь назначаются из числа руководителей структурных подразделений, а также высококвалифицированных специалистов.
5. В состав комиссии должны быть включены представители выборного органа первичной профсоюзной организации. Это в полной мере соответствует ч. 3 ст. 82 ТК РФ и Федеральному закону от 12.01.96 № 10-ФЗ.

После издания приказа о формировании аттестационной комиссии она приступает к своей работе.

Работа начинается с подготовки к проведению аттестации. В период подготовки председатель комиссии распределяет обязанности между членами комиссии по проведению разъяснительной работы в соответствующих подразделениях о порядке и сроках проведения аттестации, по осуществлению контроля за своевременностью, полнотой, объективностью и качеством представляемых в комиссию документов, характеризующих профессиональные и личные качества аттестуемых; уточняет порядок проведения заседаний комиссии; обсуждает с членами комиссии требования, которым должны соответствовать аттестуемые работники согласно занимаемой должности.

Необходимые документы

Подготовка необходимых документов согласно действующему законодательству предусматривает, как правило, составление отзыва (характеристики) на аттестуемого работника. При каждой последующей аттестации в комиссию представляется, наряду с отзывом, аттестационный лист на работника с данными предыдущей аттестации.

Юридическое значение отзыва (характеристики) состоит в том, что он является одним из главных письменных документов, подтверждающих в значительной степени факт выполнения (или невыполнения) аттестуемым работником возложенных на него трудовых обязанностей в соответствии с занимаемой должностью (выполняемой работой). Следовательно, отзыв лежит в основе признания работника соответствующим (или несоответствующим) занимаемой должности.

Законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня документов и иной информации, анализируемой аттестационной комиссией. И надо признать, что это правильно. Дело в том, что специфика деятельности целого ряда работников может вызвать потребность в получении дополнительных сведений об аттестуемом (о специальной подготовке и т. д.). Поэтому устанавливать какой-либо единый перечень документов, представляемых на аттестуемых работников, нецелесообразно.

Документы должны отражать необходимую информацию об аттестуемом работнике за период, прошедший после предыдущей аттестации, а для аттестуемых впервые — за период их работы в данной должности или по данной специальности (профессии). Информация, относящаяся к более отдаленному периоду, не может иметь решающего значения при вынесении заключения комиссии о квалификации работника и соответствии его занимаемой должности (выполняемой работе).

Отзыв (характеристика) на аттестуемого работника составляется и подписывается руководителем структурного подразделения, в котором работает аттестуемый. Он должен содержать прежде всего объективные сведения о работе сотрудника по занимаемой должности, мотивированную оценку его профессиональных и личных качеств, результатов служебной деятельности. В отзыве (характеристике) целесообразно отразить также своевременность выполнения заданий и поручений аттестуемым, качество и сложность работы, степень самостоятельности при ее выполнении, инициативность, наличие элементов творчества и использование эффективных методов работы, соблюдение трудовой дисциплины.

В отзыве должны быть при необходимости отмечены и недостатки в работе аттестуемого, факты упущений и ошибок при исполнении трудовых обязанностей, причины неправильного поведения и т. п.

При составлении отзыва (характеристики) на руководителя, наряду с указанными данными, рекомендуется также отметить достигнутые результаты возглавляемого им подразделения (коллектива работников). Отзыв подписывается вышестоящим руководителем, в чьем подчинении находится подразделение.

Кадровая служба должна ознакомить каждого аттестуемого с представленным отзывом о его служебной деятельности (целесообразно это сделать не менее чем за две недели до начала аттестации).

Аттестуемый работник вправе представить в аттестационную комиссию отчет — дополнительные сведения о своей служебной деятельности за период, предшествующий аттестации, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом (характеристикой). Такое правило предусмотрено в ряде положений об аттестации, принятых в последние годы (например, в Положении об аттестации сотрудников таможенных органов).

Отзыв (характеристика) вместе с аттестационным листом предыдущей аттестации представляется в аттестационную комиссию не позднее, чем за неделю до аттестации.

Одним из основных моментов в работе аттестационной комиссии является ознакомление с поступившими в комиссию документами и другой информацией об аттестуемых работниках.

Каждый член аттестационной комиссии вправе потребовать от председателя и его заместителя предоставить возможность своевременно ознакомиться с представленными документами, высказать свое мнение по поводу их содержания, оформления, достоверности и необходимости дополнительного сбора какой-либо информации. Предварительное ознакомление с материалами аттестации дает возможность каждому члену комиссии качественно и своевременно провести с аттестуемыми работниками собеседование, в процессе которого выясняются факты, имеющие важное правовое значение при принятии комиссией окончательного решения по результатам аттестации. В частности, собеседование помогает определить уровень профессиональной подготовки работника по занимаемой должности, его компетентность, творческие и организаторские способности, инициативность, организованность, деловитость и ответственность за выполнение должностных обязанностей.

Подготовка необходимых документов на аттестуемых работников предусматривает также заполнение аттестационных листов. Эта работа, как правило, возлагается на секретаря аттестационной комиссии. Содержание и порядок заполнения листов устанавливаются соответствующими локальными нормативными актами, принятыми у данного работодателя.

Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем аттестационной комиссии и всеми ее членами, присутствующими на заседании комиссии в день его проведения. С содержанием аттестационного листа работник должен быть ознакомлен под роспись, после чего этот документ, заверенный печатью, хранится в личном деле работника (если оно ведется) до очередной аттестации.

Источник: https://infopedia.su/9×2881.html

Процесс аттестации работников – обязательный во многих отраслях. Не является исключением и высшее образование, а также среднее и иное.

Необходимо осуществлять аттестацию простых педагогов, не допускается работа неквалифицированных сотрудников в школе – процесс данный определяется нормами законодательства.

Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно ваших проблем. Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты! Задайте вопрос прямо сейчас через форму (внизу), и наш юрист перезвонит вам в течение 5 минут, бесплатно проконсультирует.

Важные аспекты в 2019

Последние изменения в Спб. о аттестации педагогических работников в 2019 году имеют место в нормах законодательства. Важно отметить, что сам процесс изменения осуществляется постепенно.

Все нормативные документы, регулирующие процедуру, определяются именно Министерством образования. Помимо этого, некоторые правки вносят сторонние ведомства.

В первую очередь помнить о том, как проводится аттестация, требуется как раз самими педагогическим работника. Так как это напрямую влияет на возможность работать в данной сфере.

Не следует допускать ситуаций, когда аттестация не пройдена. В том числе это невыгодно руководству предприятий, которые ведут образовательную деятельность.

Так как это ставит под вопрос компетенцию учреждения в подготовке своих студентов. Все тонкости аттестации важно заранее изучить.

Что это такое

Под данным термином подразумевается специальная проверка работников, ведущих педагогическую деятельность.

На данный момент проверка осуществляется в следующих направлениях:

  • специальная подготовка;
  • правоспособность трудового характера;
  • качество выполняемой образовательной функции.

Подобного типа аттестация позволяет осуществить процесс повышения личностного, а также профессионального роста самих педагогов.

А также образовательных учреждений, где ведется преподавательская деятельность. Последние изменения в Москва касательно аттестации педагогических работников в 2019 году затронули в первую очередь вопрос качества.

С недавнего времени Министерство образования озаботилось как раз качеством предоставляемых образовательных услуг. Год от года уровень их остается неизменным.

Это и является основной причиной проверки. Так как со временем образовательные стандарты изменяются. Что означает необходимость повышения квалификации. Важно заранее все вопросы подобного плана разобрать.

Учителям, работающим в различных образовательных учреждениях, необходимо будет обязательно ознакомиться со всеми тонкостями, особенностями прохождения подобной аттестации.

Причем алгоритм аттестации может несколько отличаться в зависимости от должности, а также самых разных иных факторов.

После прохождения определенного уровня аттестации подразумевается повышение квалификации. Этот момент особенно важно проработать. Так как в противном случае могут возникнуть некоторые сложности.

Неудовлетворительное прохождение аттестации может стать причиной серьезных неприятностей. Например, грозит увольнением в связи с несоответствием занимаемой должности – по статье.

В свою очередь получение новой категории дает право на повышение заработной платы. Процесс повышения квалификации подразумевает возможность повышения вверх по занимаемой должности. Все тонкости, особенности процедуры нужно будет заранее разобрать.

Какие цели преследуются

Проведение аттестации как таковой на получение высшей категории или же для подтверждения имеющейся позволяет одновременно решить сразу несколько различных задач.

Про платежное поручение по оплате пени по НДФЛ смотрите в статье: платежное поручение по оплате пени по НДФЛ.

Особенности по НДС при переходе с УСН на ОСНО в 2019 году, .

В первую очередь именно таковые и преследуются Министерством образования. В стандартный перечень таковых входит в первую очередь следующее:

Повышение качества образовательных услуг Которые предоставляются на территории страны
Дает основание для повышения Уровня заработной платы
Позволяет определить реальный уровень образовательных услуг А также уровень знаний конкретного преподавателя

Уровень знаний в каждом случае проверяется специальным образом. Ежегодно стандарты проведения аттестации несколько изменяются.

Именно поэтому нужно заранее ознакомиться со всеми тонкостями, особенностями процедуры проведения.

В первую очередь это в интересах самого преподавателя. Это позволит избежать самых разных трудностей, проблемных ситуаций.

Если будет выявлено не соответствие занимаемой должности – может быть назначена проверка всего учебного заведения.

Сегодня контролирующие органы достаточно пристально следят за всеми изменениями в данной сфере. Наличие ошибок, а также сложных и проблемных моментов может стать причиной ликвидации учебного заведения.

Проверка на соответствие проводится 1 раз в течение 5 лет. Оценка выставляется в соответствии с определенной шкалой.

Правовая база в 2019

Существует специальное федеральное законодательство, которое определяет процесс проведения аттестации. Основным нормативным документом является Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.12 г.

Основным разделом является гл.№5 данного закона. Базовые разделы в рамках положений которых проводится аттестационная деятельность:

ст.№46 В каком случае предоставляется право на ведение преподавательской деятельностью
ст.№47 Какой имеет место правой статус педагогических работников
ст.№48 Ответственность, а также обязанности сотрудников образовательных учреждений
ст.№49 Как проходит сам процесс аттестации

Отдельно важно проработать как раз вопрос того, как проводится аттестация педагогических работников. Данный момент рассматривается в ст.№50 данного законодательного документа.

Правовой статус также определяется в рамках закона. Лицам, которые заинтересованы в прохождении аттестации, важно заранее ознакомиться со всеми нормами, отраженным в законодательстве.

Все реже, но все же случается, что законодательство каким-либо образом нарушается. В таком случае лучшим решением будет как раз получение информации из норм законодательства касательно образования.

Если преподаватель считает, что по каким-то причинам его права были нарушены, то ему необходимо будет обратиться в суд для разрешения ситуации. Заявление составляется в форме иска.

Согласно законодательству в рамках закона осуществляется проверка:

  • уровня знаний;
  • наличия определенных навыков.

Вопрос трудоустройства в обязательном порядке должен быть определен заранее. Прохождение аттестации – обязательно для всех граждан без каких-либо исключений.

Со всеми тонкостями, особенностями нужно заранее ознакомиться – они рассмотрены в соответствующих статьях об образовании.

Видео: об изменениях в нормативных правовых документах по аттестации педагогических работников организаций

Важно заранее ознакомиться с терминологией, это позволит не допустить ошибок. Знание требований аттестационной комиссии предполагает возможность предусмотреть основные проблемы, которые могут возникнуть.

Не обязятельно искать ответ на свой вопрос в этой длинной статье! Задайте вопрос через форму (внизу), и в течение часа профильный специалист перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Что новенького

Сложность проведения аттестации, а также прохождения таковой заключается как раз в постоянно меняющемся законодательстве.

Очень важно помнить, что существует широкий перечень нюансов и тонкостей, напрямую связанных с выполнением определенных требований.

Каждый год в таковые требования вносятся определенные изменения. Важно быть в курсе всех актуальных изменений.

К основным вопросам, проработать которые следует заранее, относится в первую очередь следующее:

  • порядок проведения;
  • последствия не прохождения процедуры;
  • Последние изменения по аттестации педагогических работников в ДОУ в 2019 году.

Какие-либо серьезные изменения в процессе аттестации педагогического работника не были внесены.

Сам алгоритм осуществляется следующим образом:

  • сбор всех необходимых в таком случае документов в перечень которых входит следующее:
  • заявление на прохождение аттестации подобно рода;
  • документы о прохождении проверки ранее – в случае наличия таковых;
  • диплом о наличии педагогического образования;
  • подтверждение наличия определенной категории;
  • документ о смене фамилии, а также иной персональной информации;
  • характеристика с места работы;
  • осуществляется представление аттестуемого;
  • в течение 30 дней после предоставления всех нужных документов на почту аттестуемого придет извещение о месте и дате проведения подобного рода мероприятия.

Сама проверка должна быть проведена на специальном заседании аттестационной комиссии. После того, как процесс аттестации был завершен, комиссия выносит соответствующее решение.

Сам педагог обязательно присутствует на мероприятии. Основные цели и задачи, которые решаются на данном мероприятии, отражены в нормах законодательства.

Последствия не прохождения процедуры в 2019

Согласно законодательству если педагог в очередной раз не прошел аттестацию, то работодатель должен уволить его в обязательном порядке.

Основанием является приказ Министерства образования и науки №276 от 07.04.14 г. Данный момент регулируется нормами законодательства, определяется п.3 ч.1 ст.№81 ТК РФ.

Причем в таком случае делается соответствующая запись в трудовой книжке. Важно все основные моменты в таком случае проработать.

Как получить авто в рассрочку б/у от хозяина по России узнайте из статьи: авто БУ в рассрочку от хозяина.

Нужно ли отрабатывать 2 недели при увольнении для пенсионерам в 2019 году, .

Запрещен ли аутстаффинг персонала, .

Последние изменения по аттестации педагогических работников в ДОУ в 2019 году Последние изменения в порядке прохождения педагогом аттестации:

Прохождение аттестации осуществляется самостоятельно Образовательной организацией где работает педагог
Теперь проходить аттестацию обязаны будут педагоги Которые занимают свою должность в течение 2 лет и более или же болели в течение 4 месяцев и более того
Теперь преподаватель сам имеет право выбрать Какую именно категорию он получит – первую или же высшую

Алгоритм прохождения аттестации имеет свои определенные особенности. Со всеми ними по возможности нужно заранее ознакомиться.

Источник: http://pravdinsk39.ru/poslednie-izmenenija-po-attestacii-pedagogicheskih-rabotnikov-spravka-2019/

Аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности, положение по аттестации

Аттестация сотрудников — это оценка их профессиональных умений и навыков, проводимая работодателем для определения уровня квалификации персонала. На необходимость проведения аттестации в случае увольнения указывает пункт 3 части 1 статьи 81 ТК РФ.

форма Положения

Однако на практике аттестация может проводиться не только в целях подтверждения несоответствия занимаемой должности. Отечественные и зарубежные работодатели применяют аттестацию сотрудников также для определения их способности к занятию более ответственных должностей и улучшения условий оплаты труда работников, показавших отличные результаты.

Основным документом, регулирующим порядок проведения аттестации, помимо ТК РФ, является положение, утвержденное совместным постановлением ГКНТ СССР и Минтруда СССР «Об утверждении…» от 05.10.1973 № 470/267 в редакции 14.11.1986 (далее — Совместное положение), применение которого осуществляется в случае непротиворечия его норм действующему законодательству.

Обязательность аттестации

При решении вопроса о необходимости проведения аттестации администрации организации необходимо помнить, что обязательная аттестация проводится лишь в отношении перечисленных в действующем законодательстве РФ сотрудников, работа которых несет в себе существенные профессиональные риски. К таковым, в частности, относятся:

  • педагогические работники, руководители образовательных учреждений, согласно требованиям статьи 49 закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • работники железнодорожного транспорта, согласно статье 13 закона «О железнодорожном…» от 10.01.2003 № 17-ФЗ;
  • работники, обеспечивающие безопасность движения автомобильного и воздушного транспорта, судоходства, согласно пункту 9 постановления Правительства РФ «О мерах…» от 30.08.1993 № 876;
  • специалисты, занятые на опасных производственных объектах, согласно пункту 1 статьи 9 закона «О промышленной…» от 21.07.1997 № 116-ФЗ;
  • диспетчеры энергосетей, согласно пункту 2 приказа Минэнерго «Об аттестации…» от 20.07.2006 № 164.

Что касается медицинских и фармацевтических работников, то их квалификация подтверждается по результатам аккредитации, проводимой согласно требованиям статьи 69 закона «Об основах…» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

Важно отметить, что порядок оценки квалификации и аттестационные требования в отношении перечисленных категорий работников устанавливаются Правительством РФ или профильными ведомствами. Например, в отношении работников транспорта действует совместный приказ Минтранса и Минтруда РФ «Об утверждении…» от 11.03.1994 № 13/11. Необходимость аттестации иных сотрудников определяется администрацией организации по своему усмотрению. При этом порядок ее проведения, согласно статье 8 ТК РФ и п. 4 Совместного положения, должен быть установлен соответствующим внутренним актом.

Разработка положения о порядке проведения аттестации работников (рекомендации по составлению, образец)

Действующим законодательством РФ не предусмотрено каких-либо унифицированных форм положения о порядке проведения аттестации работников, что дает определенную свободу администрации в части определения структуры и содержания этого документа. Вместе с тем целесообразно включение в положение частей (разделов), в которых указываются:

  • общие положения, определяющие понятие аттестации, ее цели и задачи;
  • перечень должностей сотрудников, которым необходимо проходить аттестацию;
  • сроки и периодичность проведения аттестационных процедур;
  • порядок формирования и полномочия аттестационной комиссии;
  • порядок проведения аттестации и подготовки к ней (формы, процедура, критерии оценки и т. п.);
  • итоги аттестации.

Перечисленные разделы, в свою очередь, удобно разбить на пункты, позволяющие кратко и структурировано изложить всю необходимую информацию. Для примера можете ознакомиться с образцом внутреннего положения, имеющимся на нашем сайте. Он вполне может быть использован в качестве ориентира при создании собственного положения, а предлагаемые далее рекомендации помогут оптимизировать его с учетом требований конкретной организации.

Общие положения

Понятие аттестации нормами ТК РФ не определяется, поэтому при подготовке положения можно использовать определение, использованное в начале статьи или разработать свою формулировку. На случай же, если планируется использовать термин «квалификация», то нелишне будет знать, что его значение раскрыто в статье 195.1 ТК РФ. Цели аттестации вкратце сформулированы в пункте 1 Совместного положения, согласно которому она проводится для повышения эффективности труда сотрудников, выработки ими ответственности за порученную работу и рационализации подбора и расстановки кадров на предприятии.

Перечень аттестуемых сотрудников

Конкретный перечень должностей работников, которые подлежат аттестации, должен устанавливаться с учетом специфики предприятия, а также исходя из типового перечня, приведенного в постановлении Совмина СССР «О введении…» от 26.07.1973 № 531. На необходимость следования этому перечню указывают и судебные решения. В частности, в определении Мосгорсуда от 10.09.2015 № 4г/8-7875/2015 сказано, что внутреннее положение об аттестации работников не может ухудшать положение сотрудника организации по сравнению с нормами как типового перечня, так и Совместного положения. Таким образом, включение должности, не указанной в типовом перечне, в список должностей, подлежащих аттестации, будет незаконным. Важно также помнить, что в перечень не включены сотрудники, имеющие рабочую специальность.

Кроме того, пункт 4 Совместного положения исключает из списка аттестуемых лиц:

  • молодых специалистов;
  • работников, занимающих должность менее 1 года;
  • беременных женщин либо имеющих ребенка в возрасте до 1 года.

Сроки проведения аттестации

Согласно пункту 4 Совместного положения, аттестация должна проводиться периодически. Для руководящих работников и специалистов, занятых в сфере промышленного производства и транспорта, аттестация проводится 1 раз в 3 года, согласно пункту 15 Совместного положения. Аттестацию же прочих специалистов допустимо проводить 1 раз в течение 3–5 лет.

Что касается внеочередной проверки квалификации, то особенности ее проведения Совместным положением не определены. В случае необходимости ее проведение может быть обусловлено негативными результатами, показанными конкретным работником, производственной необходимостью, организационно-штатными мероприятиями и т. д. Важно помнить, что внеочередная аттестация не может быть применена в отношении тех сотрудников, которые не подлежат периодической.

Примечание: внеочередная аттестация может выполнять функции повторной проверки в том случае, если работник не прошел ее в плановом порядке.

Конкретные сроки проведения проверки квалификации определяются администрацией организации. При этом они могут быть закреплены как в самом положении, так и в специальном графике, приказе и т. д.

Согласно пункту 4 Совместного положения, сроки проведения аттестации должны быть согласованы с представителями профсоюза, если таковой имеется. При этом работник об аттестационных процедурах должен быть уведомлен минимум за 1 месяц до их проведения.

Аттестационная комиссия

Согласно пункту 5 Совместного положения, список членов комиссии утверждается специальным приказом администрации организации. Точного числа членов комиссии Совместное положение не называет, однако исходя из распределения функций между ними (председатель, секретарь и члены комиссии), можно сделать вывод, что таковых должно быть не менее 3. Также в состав комиссии должен входить представитель профсоюза при его наличии в организации.

Согласно пункту 8 Совместного положения, комиссия правомочна принимать решения при фактическом наличии 2/3 ее списочного состава. Допускается как нечетное число членов комиссии, так и четное. В последнем случае при равенстве голосов решение принимается в пользу работника.

Проведение аттестации

Перед собственно аттестацией организации, согласно пункту 6 Совместного положения, необходимо выполнить следующие процедуры:

  1. Непосредственному начальнику аттестуемого сотрудника подготовить отзыв (характеристику) о деятельности и профессиональных качествах работника. Данный отзыв должен быть направлен комиссии для изучения за 2 недели до аттестации.
  2. Ознакомить работника с характеристикой как минимум за неделю до начала аттестационных мероприятий. При этом целесообразна фиксация данного факта путем простановки подписи работника на данной характеристике.

Аттестация проводится, как правило, в устной форме — путем собеседования. Согласно пункту 7 Совместного положения, на ней обязательно присутствие непосредственного руководителя аттестуемого специалиста. В том случае, если надлежаще уведомленный работник не явился на аттестацию, она может быть проведена и в его отсутствие на основании имеющейся характеристики и других документов.

По результатам собеседования может быть принято одно из следующих решений:

  • о соответствии/несоответствии занимаемой должности;
  • об условной аттестации при выполнении рекомендаций комиссии (в этом случае работнику необходимо будет через год пройти повторную аттестацию).

Итоги аттестации

По итогам проверки знаний и уровня квалификации сотрудника комиссией составляется и подписывается аттестационный лист, который, согласно пункту 9 Совместного положения, должен быть заполнен в 2 экземплярах. Итоги аттестации сразу после ее проведения сообщаются работнику. Что касается материалов аттестации (аттестационного листа и отзыва), то они передаются в администрацию организации и должны храниться в личном деле сотрудника.

Работа по результатам аттестации

При наличии работников, не прошедших очередную аттестацию, согласно пункту 12 Совместного положения их необходимо (при наличии их согласия) перевести на иную должность, которая не требует столь высокой квалификации. В случае невозможности такого перевода или отказа сотрудника от него, в отношении данного работника может быть применена крайняя мера — увольнение согласно пункту 3 части 1 статьи 81 ТК РФ. При этом на проведение данных процедур отводится 2 месяца с момента проведения аттестации. Увольнение после этого срока будет считаться незаконным.

Что же касается иных организационно-штатных мероприятий (повышение в должности, увеличение оклада или иные способы стимулирования), то сроки их применения не ограничиваются.

Об итоговой аттестации работников в 2017 году

Говоря об итоговой аттестации по истечении 2017 года или иного периода, следует отметить, что трудовое законодательство подобных терминов не содержит и данная процедура не может применяться на практике. Сам же термин «итоговая аттестация», дополняемый также словом «государственная» применим лишь к образовательным учреждениям, где проводится проверка знаний выпускников 9 и 11 классов, студентов вузов и иных учебных заведений. Например, в школах итоговая аттестация проводится в форме ЕГЭ, согласно приказу Министерства образования и науки РФ «Об утверждении…» от 26.12.2013 № 1400.

Подводя итог, отметим, что основная цель разработки положения об аттестации — это не только проведение мероприятий по увольнению нерадивых сотрудников, но и стимулирование коллектива к профессиональному росту и личностному развитию. То есть положение об аттестации на современном предприятии должно преследовать, прежде всего, положительные цели.

Источник: https://pravo-urfo.ru/biznes/polozhenie-o-poryadke-provedeniya-attestacii-rabotnikov-narodnyy-sovetnik.html