Административные расходы

Бухгалтерский учет

Бухучет информационных и консультационных услуг зависит от того, в каких целях организация ими воспользовалась. То есть нужно точно знать, связано их оказание с приобретением, сооружением, изготовлением нефинансовых активов или с деятельностью организации в целом. Поэтому будем рассматривать бухгалтерский учет названных услуг именно с этих позиций. В соответствии с п. п. 12, 24, 49 Инструкции N 25н <1> при формировании первоначальной стоимости нефинансовых активов учитываются все затраты по их приобретению, сооружению, изготовлению с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ). В перечне затрат, составляющих первоначальную стоимость нефинансовых активов, поименованы в том числе затраты на информационные и консультационные услуги. В соответствии с Приказом Минфина России N 168н <2> расходы по ним следует отражать по подстатье 226 «Прочие услуги» ЭКР.

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.
<2> Приказ Минфина России от 08.12.2006 N 168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Рассмотрим вышесказанное на примере.

Пример 1. Организация приобрела исключительные права на программное обеспечение по цене 70 800 руб., в том числе НДС — 10 800 руб. В связи с этим предварительно от специализированных фирм были получены:

  • консультации на сумму 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб.;
  • информационные услуги — 4720 руб., в том числе НДС — 720 руб.

Данные затраты были оплачены за счет средств от предпринимательской деятельности. Организация не имеет льгот и освобождения от уплаты НДС. Объект НМА введен в эксплуатацию.

Отразим указанные операции в бухгалтерском учете следующими проводками:

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Приобретено исключительное

право на программное

обеспечение

2 106 02 320

(статья 320

ЭКР)

2 302 20 730

60 000

Отражена сумма «входного»

НДС

2 210 01 560

2 302 09 730

10 800

Оказаны консультационные

услуги

2 106 02 320

(подстатья

226 ЭКР)

2 302 09 730

10 000

Отражена сумма «входного»

НДС

2 210 01 560

2 302 09 730

1 800

Оказаны информационные

услуги

2 106 02 320

(подстатья

226 ЭКР)

2 302 09 730

4 000

Отражена сумма «входного»

НДС

2 210 01 560

2 302 09 730

Объект НМА введен

в эксплуатацию

(60 000 + 10 000 +

  1. руб.

2 102 01 320

2 106 02 420

74 000

Оплачены информационные

и консультационные услуги

2 302 09 830

2 201 01 610

16 520

Оплачены исключительные

права на программное

обеспечение

2 302 20 830

2 201 01 610

70 800

Если консультационные или информационные услуги не связаны с приобретением, сооружением, изготовлением нефинансовых активов, то они включаются в состав общехозяйственных расходов.

Пример 2. Организация направила главного бухгалтера на семинар, посвященный вопросам бухучета и налогообложения. Стоимость участия в семинаре составила 2360 руб., в том числе НДС — 360 руб. По окончании семинара получен акт об оказании консультационных услуг. Оплата произведена за счет средств от предпринимательской деятельности, которая не подпадает под обложение НДС.

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Оказаны консультационные

услуги

2 106 04 340

(подстатья

226 ЭКР)

2 302 09 730

Произведена оплата

консультационных услуг

2 302 09 830

2 201 01 610

Налоговый учет

Затраты на информационные и консультационные услуги согласно пп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Кроме того, как и в бюджетном, в налоговом учете данные расходы могут учитываться в первоначальной стоимости основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ), нематериальных активов (п. 3 ст. 257 НК РФ) и материально-производственных запасов (п. 2 ст. 254 НК РФ), конечно, при условии, если эти услуги непосредственно связаны с приобретением перечисленных активов.

Как следует учитывать затраты по информационным и консультационным услугам в целях исчисления налога на прибыль? Ответ на вопрос следует искать в п. 4 ст. 252 НК РФ, согласно которому в случаях, когда некоторые затраты на равных основаниях могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он их отнесет. Следовательно, в данной ситуации есть возможность выбрать наиболее подходящий вариант учета, предварительно закрепив его в учетной политике.

В любом случае, включая затраты по информационным и консультационным услугам в расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, следует их экономически обосновать. Кроме того, нужно иметь документы, подтверждающие, что эти услуги действительно были оказаны. В первую очередь необходимо наличие договора, в котором указан его предмет. По оказании услуг должен быть составлен акт о приемке-передаче результатов оказанных услуг. Поскольку его унифицированной формы не существует, ее следует разработать самостоятельно с учетом требований Закона N 129-ФЗ <3>. При этом в нем должны присутствовать: наименование документа, дата его составления, название организации, от имени которой он составлен, содержание хозяйственной операции, фамилии должностных лиц и их личные подписи, стоимость услуг. Не будет лишним оформить внутренний распорядительный приказ, в котором следует указать цель привлечения специалистов.

<3> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Иногда организации заключают договоры со сторонними организациями на оказание информационно-консультационных услуг, условиями которых предусмотрено абонентское обслуживание. В результате организация ежемесячно оплачивает их в фиксированной сумме. Данный способ оплаты услуг является экономным в отличие от оплаты разовых консультаций, так как абонентская плата за услуги не зависит от количества заданных вопросов. Однако следует ли включать в расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль абонентскую плату за тот отчетный период, когда организация не обращалась за консультациями? Доказать в этом случае экономическую обоснованность затрат на данные услуги будет довольно трудно.

В качестве рекомендации скажем, для того чтобы не вступать в споры с налоговыми органами, нужно хотя бы раз в месяц пользоваться абонементом и обращаться за консультациями. При отсутствии вопросов можно заказать консультантам подборку законодательства и судебной практики в сфере деятельности вашей организации за тот месяц, когда они не оказывали услуг.

Расходы на информационные и консультационные услуги являются постоянным объектом претензий со стороны проверяющих органов. Они принимают решение о правомерном включении затрат на эти услуги в расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль исходя из того:

  • привели ли они к получению дохода;
  • соответствуют ли оказанные услуги осуществляемой организацией деятельности;
  • правильно ли оформлены акты об оказании услуг;
  • имеется ли документация (кроме актов), отражающая содержание и результаты оказанных услуг;
  • не завышена ли их стоимость;
  • можно ли было не привлекать сторонних консультантов при наличии в штате организации квалифицированных специалистов соответствующего профиля.

Следует заметить, что каждый из этих вопросов являлся предметом судебных споров.

Арбитражная практика

Посмотрим, как решаются некоторые из вышеперечисленных вопросов по учету затрат на информационные и консультационные услуги арбитражными судами при рассмотрении споров.

Налоговый орган при проверке в организации правильности исчисления налога на прибыль не признал затраты по упомянутым услугам обоснованными, поскольку в налоговом периоде отсутствовала выручка от данного вида деятельности. Федеральный арбитражный суд СЗО в Постановлении от 18.06.2004 N А56-32759/03 не согласился с мнением налогового органа и указал, что экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода.

В Постановлении ФАС СЗО от 01.02.2006 N А13-11980/04-15 судьи не поддержали организацию в том, что расходы по оказанным информационным и консультационным услугам экономически обоснованны и документально подтверждены, так как представленные договоры и акты сдачи-приемки отражают лишь содержание оказанных услуг, их характер и связь с производственной деятельностью организации.

Суд указал на то, что в актах сдачи-приемки предоставленных по договорам консультационно-информационных услуг имеется только общая ссылка на их оказание, в связи с чем из предъявленных документов нельзя сделать вывод о том, какие конкретно услуги были оказаны организации, в каком объеме, с какой целью и как результаты услуг повлияли на ее деятельность. Таким образом, организация не представила документов, подтверждающих, как результаты оказанных услуг использованы в деятельности, приносящей доход, поэтому суд не признал затраты организации экономически обоснованными.

Исходя из вышесказанного, организациям нужно приложить максимум усилий для документального подтверждения экономической обоснованности затрат на информационно-консультационные услуги в целях их учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В Постановлении ФАС ВСО от 22.02.2007 N А19-3714/06-40-5-Ф02-559/07-С1 поводом для невключения затрат по информационно-консультационным услугам в расходы организации при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль послужили следующие обстоятельства: отсутствие в представленных актах приема оказанных услуг перечня предоставленных информационно-консультационных услуг, непредставление документов о содержании оказанных услуг, указание в актах количества оказанных услуг в штуках, а также наличие в штате организации специалистов по оказанным сторонней организацией услугам. Кроме того, при рассмотрении данных обстоятельств судьи, исследовав оригиналы первичных и иных документов, представленные организацией в налоговую инспекцию при проверке и в арбитражный суд, установили, что они отличаются по форме заполнения и содержат дополнительную информацию. В представленных дополнительных соглашениях, актах оказанных услуг и отчетах имеются противоречивые сведения относительно количества и времени выполнения одной и той же работы, в названных актах количество предоставленных услуг указано в штуках, тогда как в заключенных договорах оговорена почасовая стоимость оказанных услуг, а в штате организации имеются специалисты по оказанным сторонней организацией услугам.

С учетом установленных обстоятельств по рассматриваемому делу суд пришел к выводу о несоблюдении налогоплательщиком требований ст. 252 НК РФ в части экономической обоснованности и документального подтверждения произведенных расходов. Следовательно, все выявленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства являются основаниями для привлечения организации к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль, начисления недоимки по указанному налогу и соответствующих пеней.

Поскольку документы не были оформлены должным образом, затраты организации по информационно-консультационным услугам исключены из расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль и по другому арбитражному делу. Так, в Постановлении ФАС УО от 04.05.2006 N Ф09-3348/06-С7 указано, что представленные организацией акты не позволяют определить, какие именно услуги ей были оказаны и в каком объеме, а также их стоимость. Кроме того, организация не представила суду каких-либо иных документов, подтверждающих оказание услуг, а также доказательств того, что заключение договора оказания услуг было экономически оправданным и положительно сказалось на результатах деятельности организации. При таких обстоятельствах суд сделал правомерный вывод о том, что расходы организации, понесенные по договору оказания услуг, не являются обоснованными.

Рассмотрим, при каких обстоятельствах арбитражный суд принимает положительные для организации решения. С этой целью обратимся к Постановлению ФАС УО от 15.02.2006 N Ф09-658/06-С7. Как следует из материалов дела, поводом для обращения организации с заявлением в арбитражный суд послужило принятие налоговой инспекцией решения о доначислении налога на прибыль в связи с неправомерным отнесением на затраты, уменьшающие облагаемую налогом на прибыль базу, расходов по оплате консультационных услуг. По мнению налогового органа, указанные услуги документально не подтверждены и отсутствует связь между фактом оказания услуг и их необходимостью для деятельности, направленной на извлечение дохода. В соответствии с указанным Постановлением и материалами дела представленные организацией документы свидетельствуют о фактическом оказании консультационных услуг и подтверждают обоснованность произведенных налогоплательщиком затрат на их оплату.

Таким образом, при надлежащем оформлении документов и подтверждении экономической обоснованности затраты по информационно-консультационным услугам могут быть учтены при исчислении налога на прибыль.

Арбитражный суд кассационной инстанции рассмотрел жалобу налоговой инспекции на решение суда первой и постановление апелляционной инстанций. В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просила вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение. Инспекция полагала, что суд в нарушение п. 1 ст. 252 НК РФ пришел к неправильному выводу об обоснованном отнесении расходов по договору оказания консультационных услуг по бухгалтерскому учету к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, что привело к занижению суммы налога на прибыль. Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, в Постановлении от 18.07.2005 N Ф04-4616/2005(13098-А27-40) указал на отсутствие оснований для отмены решения и Постановления судов. Судьи считают, что данные услуги обусловлены целями получения доходов, удовлетворяют принципу рациональности, следовательно, в соответствии со ст. 252 НК РФ затраты на них являются обоснованными.

В Постановлении ФАС ПО от 14.12.2006 N А49-4172/2006-249А/17 рассматривался иск налоговой инспекции к организации о том, что понесенные расходы на консультационные услуги, оказанные ей сторонними организациями, при наличии соответствующих специалистов в ее штате являются экономически не обоснованными, в связи с этим неправомерно отнесены на уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Однако суд установил, что штатным расписанием организации предусмотрен отдел, в обязанности которого входит решение определенных вопросов, а предоставленные организации услуги сторонних специалистов не входят в его компетенцию. Суд указал, что наличие в штатном расписании должностей таких специалистов само по себе не является основанием для исключения из состава затрат, учитываемых в целях налогообложения прибыли, расходов, понесенных на оплату услуг. Поэтому затраты организации являются обоснованными и документально подтвержденными, и правовых оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции нет.

Из приведенных постановлений следует, что затраты на информационные и консультационные услуги при наличии оправдательных документов, а также надлежащем их оформлении уменьшают налоговую базу организации по налогу на прибыль.

И.Зернова

Зам. главного редактора

журнала «Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/2264-zatraty-informacionnye-konsultacionnye-uslugi

Учет расходов на консультационные (информационные) услуги

Не секрет, что практически все организации в своей деятельности в той или иной форме использовали, используют и будут использовать в будущем результаты консультационных (информационных) услуг. Что это за услуги? В чем их особенность? На что должен обратить внимание бухгалтер организации при их отражении в бухгалтерском (налоговом) учете ? Об этом и многом другом вы сможете узнать, прочитав предлагаемый вашему вниманию комментарий ведущего эксперта «ЭЖ» Евгения Бондаря.

Консультационные (информационные) услуги — это один из видов услуг коммерческого характера, резуль­татом которых является получение заказчиком досто­верной и полной информации по всем интересуемым его вопросам в устной или письменной форме, на бу­мажных или электронных носителях информации. От­метим, что при отнесении тех или иных услуг к инфор­мационным следует также иметь в виду такие понятия, как «информационные ресурсы», «информационные продукты» и «информационные услуги», изложенные в ст. 2 Федерального закона от 04.07.96 № 85-ФЗ. Инфор­мационные ресурсы — это отдельные документы и от­дельные массивы документов, документы и массивы до­кументов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах инфор­мационных систем). Информационные продукты (про­дукция) — это документированная информация, подго­товленная в соответствии с потребностями пользовате­лей и предназначенная или применяемая для удовле­творения потребностей пользователей. Информацион­ные услуги — это действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информа­ционными продуктами. Обычно консультационные (ин­формационные) услуги выполняются сторонней органи­зацией, специализирующейся на оказании подобных ус­луг (аудиторской или юридической фирмой, образова­тельным учреждением, информационным агентством и Т. Д.).

В ГК РФ отсутствуют специальные нормы, регулирую­щие порядок заключения и оформления договора ока­зания консультационных (информационных) услуг. По мнению автора, такой договор следует рассматривать как один из видов договоров о возмездном оказании услуг (см. главу 39 ГК РФ). Составляя договор на оказа­ние консультационных (информационных) услуг, четко сформулируйте, какую информацию вы хотели бы по­лучить. Результаты проведенных работ, по мнению ав­тора, должны быть всегда оформлены актом приема-сдачи оказанных услуг (выполненных работ). Это позво­лит вам, во-первых, подтвердить экономическую обос­нованность вышеупомянутых затрат, во-вторых, изба­виться от возможных претензий налоговых органов. Заметим, что в альбомах унифицированных форм нет ти­повой формы акта приема-сдачи оказанных консульта­ционных (информационных) услуг. Поэтому при его со­ставлении вы должны учесть следующее. Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «пер­вичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной докумен­тации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обяза­тельные реквизиты: наименование документа; дату со­ставления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; хозяй­ственной операции; измерители хозяйственной опера­ции в натуральном и денежном выражении…». Други­ми словами, так как унифицированная форма акта вы­полненных работ по оказанию консультационных услуг действующим законодательством не установлена, сто­роны по договору вправе составлять такой акт в произ­вольной форме с отражением требуемых реквизитов согласно законодательству о бухгалтерском учете (см. Постановление ФАС Центрального округа от 26.02.2004 № А-62-2734/2003).

Теперь рассмотрим, как отражаются в учете расходы на такие услуги. Сразу отметим, что порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов на консульта­ционные (информационные) услуги зависит от характера услуг, причин, вызвавших необходимость их получения, и связи услуг с другими объектами учета.

К сведению!

Общероссийский классификатор видов экономи­ческой деятельности ОК 029-2001, утвержденный По­становлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-1, содержит большой перечень услуг, которые квалифицируются как консультационные или инфор­мационные. Например, 67.13.4 Консультирование по вопросам финансового посредничества; 72.2 Разра­ботка программного обеспечения и консультирова­ние в этой области; 74.1 Деятельность в области пра­ва, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности; 74.14 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления и т. д.

Расходы на консультационные (информационные) ус­луги общего характера (не связанные с приобретением нематериальных активов, основных средств, материаль­но-производственных запасов, финансовых вложений и других активов организации) в бухгалтерском учете вклю­чаются в состав расходов по обычным видам деятельно­сти (п. 7 ПБУ 10/99). В налоговом учете они относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализа­цией продукции (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ), являются ко­свенными расходами (ст. 318 НК РФ) и признаются в сле­дующем порядке:

• при методе начисления — в том периоде, когда та­кие услуги были оказаны, то есть между исполнителем и заказчиком консультационных (информационных) услуг был подписан акт приемки-передачи услуг (работ) (см. п. 2 ст. 272 НК РФ);

• при кассовом методе — в том периоде, когда пред­приятие оплатило такие услуги (см. п. 3 ст. 273 НК РФ).

К сведению!

Если организация в налоговом учете использует кассовый метод признания расходов и оплатила консультационные (информационные) услуги после подписания акта приемки-передачиуслуг (работ), то бухгалтер этой организации должен начислить в бухучете отложенный налоговый актив.

Пример 1

5 сентября 2005 г. ООО «Мир» заключило договор с консультационной фирмой об оказании ей консуль­тационных (информационных) услуг. В частности, в договоре указано, что фирма в течение 5 дней пред­ставит ему письменные разъяснения по вопросам применения трудового законодательства РФ. Стои­мость услуг составляет 3540 руб. (в том числе НДС— 540 руб.). 9 сентября 2005 г. фирма сообщила, что она свои обязательства выполнила, и организации подписали акт о выполнении работ. 20 сентября 2005 г. ООО «Мир» перечислило агентству 3540 руб. В соответствии с учетной политикой организации в налоговом учете доходы и расходы ООО «Мир» учитываются кассовым методом.

В бухгалтерском учете ООО «Мир» вышеуказанная операция должна быть отражена следующим образом:

Д-т сч. 44 К-т сч. 76 — 3000 руб. — отражены расходы на консультационные (информационные) услуги

Д-т сч. 19 К-т сч. 76 — 540 руб. — учтен НДС по услугам, вы­полненным специализированной организацией

Д-т сч. 09 К-т сч. 68 — 720 руб. (3000 руб. х 24%) — отра­жен отложенный налоговый актив

Д-т сч. 76 К-т сч. 51 — 3540 руб. — перечислены денежные средства за оказанные ООО «Мир» консультационные (информационные) услуги

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — 540 руб. — принят к зачету НДС, ра­нее уплаченный агентству за консультационные (инфор­мационные) услуги

Д-т сч. 68 К-т сч. 09 — 720 руб. — списан отложенный на­логовый актив.

Что касается организаций, которые в настоящее вре­мя применяют упрощенную систему налогообложения, то они не вправе уменьшить полученные доходы на расходы на оплату консультационных (информацион­ных) услуг при определении объекта налогообложения по единому налогу, так как в перечне расходов, устано­вленном ст. 346.16 НК РФ, на которые они могут умень­шить сумму полученных доходов при определении на­логовой базы по единому налогу, уплачиваемому в свя­зи с применением упрощенной системы налогообложе­ния, такие расходы не поименованы. В то же время подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрены расходы на оплату аудиторских услуг. Указанные расходы принима­ются с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»(с учетом изменений и дополнений). Данным Законом, в частности, установлено, что аудиторской деятельно­стью признается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансо­вой (бухгалтерской) отчетности организаций и индиви­дуальных предпринимателей и оказанию сопутствую­щих аудиту услуг.

К сведению!

Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивиду­альными аудиторами, в частности, следующих услуг: постановка, восстановление и ведение бухгалтерско­го учета, составление финансовой (бухгалтерской) от­четности, бухгалтерское консультирование; налого­вое консультирование; анализ финансово-хозяйст­венной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; управленческое консультирова­ние, в том числе связанное с реструктуризацией орга­низаций; правовое консультирование, а также пред­ставительство в судебных и налоговых органах по на­логовым и таможенным спорам; автоматизация бух­галтерского учета и внедрение информационных тех­нологий; оценка стоимости имущества, оценка пред­приятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков; разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-пла­нов; проведение маркетинговых исследований; про­ведение научно-исследовательских и эксперимен­тальных работ в области, связанной с аудиторской де­ятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; обучение в установленном законодательством Рос­сийской Федерации порядке специалистов в облас­тях, связанных с аудиторской деятельностью; оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Следовательно, по мнению автора, расходы, связан­ные с оплатой консультационных услуг (по вопросам на­логового, финансового, бухгалтерского, правового, упра­вленческого консультирования), с постановкой, восстано­влением и ведением бухгалтерского учета, составлением финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также других сопутствующих аудиту услуг, могут быть учтены при исчис­лении налоговой базы единого налога при условии, если такие услуги оказаны хозяйствующими субъектами (ауди­торскими организациями, индивидуальными аудитора­ми), имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности (см. также Письмо Минфина России от 06.07.2005 №03-11-04/2/15).

В бухгалтерском учете организации расходы на кон­сультационные (информационные) услуги, связанные с приобретением нематериальных активов или основных средств, выполненные сторонними организациями, включаются в фактическую себестоимость (первона­чальную стоимость) приобретаемого ею актива (НМА, ОС). Напомним, что подобные нормы определены п. 6 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»(утв. Прика­зом Минфина России от 16.10.2000 № 91 н) и п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»(утв. Приказом Минфина Рос­сии от 30.03.2001 № 2бн).

В налоговом учете они, так же как и в бухгалтерском учете, включаются в первоначальную стоимость приобре­таемого актива (см. п. 1 ст. 257 НК РФ).

Пример 2

6 сентября 2005 г. ООО «Мир» заключило с инфор­мационным агентством договор о предоставлении ООО «Мир» информации о производителях про­граммного обеспечения в РФ. В нем, в частности, указано, что агентство должно передать ООО «Мир» информацию о действующих в настоящий момент на территории РФ организациях, способ­ных изготовить по индивидуальному заказу про­грамму для управленческого учета, и что стои­мость услуг составит 1180 руб. (в том числе НДС— 180 руб.). 20 сентября 2005 г. агентство сообщило, что оно свои обязательства выполнило. Организа­ции подписали акт о выполнении работ. На осно­вании полученной от агентства информации 23 сентября 2005 г. ООО «Мир» приобрело исклю­чительное авторское право на программу для ЭВМ стоимостью 35 400 руб. (в том числе НДС— 5400 руб.). 26 сентября 2005 г. ООО «Мир» пере­числило агентству 1180 руб. В этом же месяце про­грамма для ЭВМ была введена в эксплуатацию. В соответствии с учетной политикой организации доходы и расходы ООО «Мир» учитываются мето­дом начисления.

В бухгалтерском учете ООО «Мир» вышеуказанные операции должны быть отражены следующим образом:

Д-т сч. 08 К-т сч. 76 — 1000 руб. — отражены расходы на информационные услуги

Д-тсч. 19 К-тсч. 76— 180 руб. — учтена сумма НДС, предъ­явленная агентством за предоставленную информацию о производителях программного обеспечения

Д-т сч. 08 К-т сч. 60 — 30 000 руб. — отражены расходы на приобретение исключительного права на программу для ЭВМ

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 — 5400 руб. — учтена сумма НДС, предъявленная разработчиком программного обеспече­ния

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — 35 400 руб. — отражена оплата раз­работчику программного обеспечения

Д-т сч. 76 К-т сч. 51 — 1180 руб. — перечислены денежные средства агентству

Д-т сч. 04 К-т сч. 08 — 31 000 руб. — принят к учету объект нематериальных активов

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — 5400 руб. — принят к зачету НДС по приобретенному объекту НМА

Д-т сч. 68 К-т сч. 19—180 руб. — принят к зачету НДС, ранее уплаченный агентству за информационные услу­ги.

Пример 3

В сентябре 2005 г. ООО»Мир» заключило с ООО «Станки и оборудование»договор о поставке ме­таллообрабатывающего станка. В нем, в частно­сти, указано, что ООО»Станки и оборудование» за счет средств покупателя проконсультирует рабо­чих ООО»Мир», как его собрать и ввести в эксплу­атацию. 15 сентября 2005 г. организации подписа­ли акт о выполнении работ, в соответствии с кото­рым стоимость металлообрабатывающего станка составила 118 000 руб. (в том числе НДС— 18 000 руб.), а стоимость консультационных услуг соста­вила 3540 руб. (в том числе НДС— 540 руб.). 23 сентября 2005 г. ООО «Мир» перечислило ООО «Станки и оборудование» 121 540 руб. Станок в этом же месяце был введен в эксплуатацию. В со­ответствии с учетной политикой организации до­ходы и расходы ООО»Мир» учитываются методом начисления.

В бухгалтерском учете ООО «Мир» вышеуказанные операции должны быть отражены следующим образом:

Д-тсч. 08 К-т сч. 60 — 100 000 руб. — отражена стоимость металлообрабатывающего станка

Д-тсч. 19 К-т сч. 60 — 18 000 руб. — учтена сумма НДС, предъявленная ООО «Станки и оборудование» за постав­ленный металлообрабатывающий станок

Д-тсч. 08 К-т сч. 60 — 3000 руб. — отражена стоимость консультационных услуг

Д-тсч. 19 К-т сч. 60 — 540 руб. — учтена сумма НДС, предъ­явленная ООО «Станки и оборудование» за консультаци­онные услуги

Д-тсч. 60 К-т сч. 51 — 121 540 руб. — отражена оплата ООО «Станки и оборудование» за поставленный ООО «Мир» металлообрабатывающий станок и оказанные консультационные услуги

Д-тсч. 01 К-т сч. 08 — 103 000 руб. — металлообрабатыва­ющий станок введен в эксплуатацию

Д-тсч. 68 К-т сч. 19 — 18 000 руб. — принят к зачету НДС по приобретенному ОС

Д-тсч. 68 К-т сч. 19 — 540 руб. — принят к зачету НДС, ра­нее уплаченный поставщику за оказанные консультацион­ные услуги.

Отметим, что в рассматриваемой нами ситуации суммы НДС, которые относятся к стоимости основного средства, требующего монтажа, и к консультационным (информа­ционным) услугам, оказанным поставщиком оборудова­ния, будут приняты ООО «Мир» к вычету в следующем месяце после ввода объекта ОС в эксплуатацию (п. 5 ст. 172 НК РФ).

В бухгалтерском учете организации расходы на кон­сультационные (информационные) услуги, связанные с приобретением активов в качестве финансовых вложе­ний, выполненные сторонними организациями, включа­ются либо в фактическую себестоимость (первоначаль­ную стоимость) приобретаемых ею активов, либо включа­ются в состав операционных расходов текущего периода, если организация получала консультации по вопросам финансовых вложений, но сами эти вложения так и не произвела. Напомним, что подобная норма определена в п. 9 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»(утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 12бн). В налоговом учете расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, включаются в цену приобретения ценных бумаг, однако учесть их можно только при реализации (выбытии) цен­ных бумаг (п. 2 ст. 280 НК РФ).

Пример 4

Допустим, что 7 сентября 2005 г. ООО «Мир» приоб­рело 100 акций ОАО»ГУМ» по номинальной цене 1000 руб. за одну акцию. При заключении указан­ной сделки ООО»Мир» воспользовалось услугами консультационной фирмы, стоимость услуг которой составила 3000 руб. (в том числе НДС— 540 руб.). 30 сентября 2005 г. на основании полученной выпи­ски из реестра акционеров, то есть после получения документов о переходе права собственности, цен­ные бумаги приняты к учету в сумме фактических затрат на их приобретение.

В бухгалтерском учете ООО «Мир» вышеуказанные операции должны быть отражены следующим образом:

Д-т сч. 76 К-т сч. 51 — 100 000 руб. (100 шт. х 1000 руб.) — отражено перечисление денежных средств за акции ОАО «ГУМ»

Д-т сч. 76 К-т сч. 51 — 3540 руб. — отражено перечисление денежных средств за консультационные услуги, непосред­ственно связанные с приобретением данных ценных бу­маг

Д-т сч. 58 К-т сч. 76 — 103 540 руб. (100 000 руб. + 3540 руб.) — ценные бумаги приняты к учету в сумме фактиче­ских затрат на их приобретение.

Как вы заметили, суммы НДС, уплаченные консультан­ту за услуги, к вычету не принимаются, поскольку опера­ции, связанные с обращением ценных бумаг, НДС не об­лагаются (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ), соответственно при­обретенные организацией акции не могут быть использо­ваны при производстве и реализации товаров (работ, ус­луг) или иных операций, признаваемых объектом обло­жения НДС. Суммы НДС включены в стоимость их приоб­ретения. По мнению автора, в данном случае организа­ция может не выделять уплаченный консультанту НДС на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям», а списать его в составе сумм, непосредственно связанных с приоб­ретением данных ценных бумаг.

Пример 6

Допустим, что 9 сентября 2005 г. руководство ООО «Мир» решило произвести финансовые вложения (приобрести акции малоизвестных российских неф­тяных компаний), но прежде чем это сделать, оно решило собрать всю имеющуюся информацию об этих компаниях. Для этого ООО «Мир» заключило договор с одной известной во всем мире инвестици­онной компанией на оказание информационных ус­луг. 15 сентября 2005 г. ООО «Мир» и инвестицион­ная компания подписали акт о выполнении работ, в соответствии с которым стоимость информацион­ных услуг составила 3540 руб. (в том числе НДС— 540 руб.). Оплата услуг инвестиционной компании была произведена 20 сентября 2005 г. 30 сентября 2005 г. на основании анализа полученной от инве­стиционной компании информации организация приняла решение не приобретать акции таких пред­приятий. В соответствии с учетной политикой организации доходы и расходы ООО»Мир» учитывают­ся методом начисления.

В бухгалтерском учете ООО «Мир» вышеуказанные операции должны быть отражены следующим образом:

Д-т сч. 97 К-т сч. 76 — 3000 руб. — расходы на консульта­ционные (информационные) услуги отражены как расхо­ды будущих периодов

Д-т сч. 19 К-т сч. 76 — 540 руб. — учтен НДС по консульта­ционным (информационным) услугам

Д-т сч. 76 К-т сч. 51 — 3540 руб. — отражена оплата кон­сультационных (информационных) услуг

Д-т сч. 91 К-т сч. 97 — 3000 руб. — расходы на консульта­ционные (информационные) услуги отражены в составе операционных расходов

Д-т сч. 91 К-т сч. 19 — 540 руб. — ранее уплаченный инве­стиционной компании НДС, отражен в составе операци­онных расходов.

В налоговом учете вышеуказанные расходы ООО «Мир», по мнению автора, должно учесть как расходы, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль (см. п. 1 ст. 252 НК РФ), так как они не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

В заключение приведем вкратце некоторые решения арбитражных судов по рассматриваемой нами теме:

Постановление ФАС Московского округа от 22.04.2005, 18.04.2005 №КА-А41/2986-05 (в целях налогообложения по налогу на прибыль к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на юридические и информационные услуги, расходы на кон­сультационные и иные аналогичные услуги, расходы на аудиторские услуги);

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2005 №АЗЗ-8934/04-СЗ-Ф02-128/05-С1, АЗЗ-8934/04-СЗ-Ф02-358/05-С1 (суд правомерно частично отказал в признании недействительным постановления налогового органа о начислении НДС, налога на прибыль, пеней и штрафа, поскольку заявителем не доказан как факт ока­зания ему консультационных услуг, так и производствен­ная направленность и экономическая обоснованность произведенных расходов);

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.08.2004 №Ф03-А59/04-2/1957 (расходы, связанные с проведением научно-исследовательских работ, а также затраты, связанные с оплатой консультационных и инфор­мационных услуг, не подтвержденные документально, не могут быть отнесены на себестоимость продукции);

Постановление ФАС Уральского округа от 07.02.2005 №Ф09-119/05-АК (суд исходил из правомерности вклю­чения налогоплательщиком спорной суммы в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, как затраты на консультационные и информационные услуги).

Ознакомившись с ними, вы узнаете, что организация, которая правильно отражает расходы на консультаци­онные услуги и имеет документы, подтверждающие их связь с производственной деятельностью, всегда выиг­рает в споре с налоговой инспекцией, а налогоплатель­щик, который не обременяет себя обязанностью доку­ментально подтверждать понесенные им расходы, ча­ще всего проигрывает и «платит за это большие штра­фы и пени».

Источник: https://www.eg-online.ru/article/177003/

Информационно-консультационные услуги

Единого правового определения консультационных или информационных видов услуг в российском законодательстве нет. Налоговый кодекс не раскрывает терминологию, но приводит классификацию нематериальных услуг (ст. 148):

  • консультационные;
  • юридические;
  • бухгалтерские;
  • инжиниринговый тип услуг;
  • предоставляемые аудиторами и аудиторскими фирмами;
  • маркетинговые;
  • научно-исследовательского характера;
  • опытно-конструкторской разновидности.

Консультирование предполагает выдачу клиенту готовой информации. Сфера применения этих сведений может быть любой. Оказание информационных услуг предполагает, что информация по нужной тематике будет собираться, систематизироваться, обобщаться, анализироваться. Результатом такого комплекса действий станет выдача готовой информационной продукции.

СПРАВОЧНО! Консультационные и информационные услуги могут оказываться устно или в письменной форме.

Гражданское право относит консультационно-информационные услуги к возмездным договорным отношениям (ст. 779 ГК РФ). Предполагается, что заказчик услуг заключает с исполнителем (консультантом) договор. После выполнения заявленных в соглашении действий производится денежный расчет между сторонами, в роли плательщика выступает заказчик.

Бухгалтерский и налоговый учет

Для целей бухгалтерского учета издержки, обусловленные консультированием или получением информационных услуг, должны показываться по правилам ПБУ 10/99. Нормы учета относят этот тип затрат к расходам от обычной деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Накапливаются они в дебете счета 26 или 25, 20, 44, 91 (зависит от характера услуги и темы консультации, от того, для каких целей требуется данная информация). Проведение в учете осуществляется с участием в корреспонденции счета 60. Признание издержек происходит в периоде, когда услуги были фактически получены. Привязка операции к дате оплаты не практикуется.

В налоговом учете нет однозначности при признании информационно-консультационных услуг. Минфин указывает, что эти затраты могут быть зачтены при выведении размера налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо от 06.10.2014 г. № 03-03-06/1/49967). Минфин рекомендует относить стоимость юридических, информационно-консультационных и других видов нематериальных услуг в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализационными мероприятиями. Дата признания издержек привязывается к дате осуществления расчетов или получения документации для последующего расчета. Разрешается ориентироваться и на последний день в отчетном периоде (с. 272 НК РФ).

ВАЖНО! Минфин уточняет, что в расходы стоимость таких услуг можно отнести при одном условии – субъект предпринимательства может доказать обоснованность трат и документально подтвердить факт получения услуги.

Факт оказания и получения услуг проверяется налоговыми органами через оценку реальности заключенной сделки (проверка местонахождения организации, оказавшей услуги, их контактных номеров телефона, соответствие подписей в актах). Первичная документация по хозяйственным операциям может быть признана оправдательной, если оформление бланков соответствует законодательным нормам (присутствует полный перечень обязательных реквизитов, содержание документа совпадает с характером оказываемой услуги).

В договорах и актах необходимо приводить детальную расшифровку оказанных услуг. Использование формулировок общего характера (юридические услуги или информационно-консультационное сопровождение) не является основанием для признания подтверждающей документации действительной. В судебном порядке при отсутствии детализации по услугам договор может быть отнесен к категории незаключенных. Причина заключается:

  • в невозможности идентификации перечня вопросов, по которым оказывалась консультация;
  • неясности определения временного диапазона выполнения услуг;
  • отсутствии признаков, по которым можно проследить цели обращения к консультантам.

Если в договоре и акте нет детализации услуг, этот комплект документов необходимо дополнить справкой или отчетом, составленными в произвольной форме. В них прописывается подробно характер услуг и их состав. В роли первичной подтверждающей документации могут выступать наравне с актами бланки накладных и протоколы проведения консультации.

Для принятия к вычету суммы по НДС необходимо иметь счет-фактуру (оформление регламентировано ст. 169 НК РФ). Обоснование необходимости получения конкретных услуг должно строиться на наличии их прямого влияния на результаты деятельности компании. Налоговые органы отстаивают позицию необоснованности затрат, если после их осуществления не появился доход у предприятия

ВАЖНО! Все признаваемые в налоговом учете издержки должны оказывать непосредственное воздействие на размер доходных поступлений.

Спор с контролирующими органами возможен, если содержание оказываемых сторонними лицами услуг совпадает с должностными функциями одного из штатных специалистов предприятия. Например, в компании по штату числится юрист, должность не является вакантной. Если руководство фирмы обратилось за юридической консультацией не к своему специалисту, а в другую организацию или частному лицу, то понесенные в связи с этим затраты не будут обоснованными. Необходимо избегать дублирования нематериальными услугами обязанностей штатного персонала.

Судебная практика доказывает, что позицию налоговиков по вопросу обоснованности расходов можно успешно оспорить. Судебные решения свидетельствуют, что оценивать эффективность потраченных ресурсов может только сам субъект хозяйствования. Поводом для включения в расходную налоговую базу может быть как фактическое увеличение доходов, связанное с понесенными затратами, так и намерение в будущем получить дополнительную материальную выгоду или исключить возникновение убытков.

Нематериальные услуги при УСН «доходы минус расходы»

Для упрощенцев действует закрытый перечень издержек, на величину которых можно уменьшать налоговую базу. Их список зафиксирован ст. 346.16 НК РФ. Консультационные услуги в этом разделе Налогового кодекса не упомянуты. Невозможность зачета в расчете налога по УСН подтверждается в письмах налоговых органов (например, Письмо авторства УФНС РФ по г. Москве от 19.12.2007 г. под № 18-11/3/212690@).

Из этого правила может быть несколько исключений:

  1. Компания, получившая информационные услуги, специализируется на консультировании (оказание нематериальных инфоуслуг является для нее основным направлением деятельности). Расходы должны быть отнесены в состав материальных издержек.
  2. Аудиторская, бухгалтерская или юридическая консультации. При возникновении спора с ФНС в отношении аудиторской информационной поддержки необходимо обосновывать свою позицию п. 2 ст. 1 Закона от 31.12.2008 г. № 307-ФЗ (в этой части закон определяет, что аудиторские услуги – это не только аудит, но и сопутствующие услуги).

Типовые корреспонденции

В бухгалтерском учете получение информационных или консультационных услуг должно отражаться вне зависимости от их влияния на результаты деятельности. Каждая операция и платеж должны быть показаны в учете проводками, даже если их нельзя принять к учету в налоговом учете. При получении нематериального типа услуг предприятие их приходует, после чего у него возникает обязательство перед контрагентом. Погасить его можно в наличной или безналичной форме.

Типовые корреспонденции в сегменте учета нематериальных услуг:

  1. Д26 (или 20, 25, 44) – К60 – обозначение факта принятия к учету аудиторских, юридических или других услуг, связанных с обработкой информации и профессиональным консультированием.
  2. Д19 – К60 – выделяется размер НДС, заложенного в счет на оплату услуг.

Если предприятие не планирует включать понесенные затраты в налоговую базу для ее уменьшения, то рекомендуется к счету 26 открыть аналитический субсчет: издержки, не уменьшающие налогооблагаемую величину прибыли. Эта норма актуальна для случаев, когда получаемые консультационные услуги дублируются функциональными обязанностями штатных сотрудников.

Источник: https://assistentus.ru/buhuchet/uchet-konsultacionnyh-uslug/

Что входит в административные расходы предприятия

Административные расходы – издержки, не относящиеся к операционной или производственной деятельности компании. Например, консалтинг, аренда помещений и оборудования, судебные издержки, подбор персонала, коммунальные платежи и т. п.

Административные расходы – вид затрат, дающий позитивный эффект в конечном результате. То есть если вы вложите дополнительные деньги в рекламную кампанию, это увеличит спрос на вашу продукцию. Это приведет в росту объема производства. Таким образом, административные расходы косвенно влияют на общую производительность предприятия.

К административным расходам предприятия относятся расходы на:

  • оплату командировочных расходов;
  • траты на прием представителей партнерских компаний;
  • судебные издержки;
  • оплату аутсорсинговых услуг;
  • расходы на банковские услуги;
  • затраты на организацию мотивирующих и обучающих мероприятий для сотрудников компании;
  • расходы на проведение дополнительных рекламных акций и маркетинговых мероприятий;
  • затраты на привлечение рекрутинговых компаний с целью профессионального подбора персонала или самостоятельный поиск соискателей на вакантные места;
  • необходимые, наиболее важные, расходы по содержанию структурных подразделений компании;
  • издержки по материально-техническому обеспечению сотрудников предприятия;
  • затраты на транспорт и оплату ГСМ, связанные с передвижением сотрудников в рабочих целях компании;
  • расходы на содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря в фирме;
  • затраты по обслуживанию инженерных систем, задействованных на предприятии (системы пожарной охраны и пожаротушения, телефонной связи и прочего);
  • услуги консалтинговых аудиторских фирм;
  • платежи по услугам ЖКХ;
  • покрытие затрат по выполнению ежегодных обязательных и инициативных аудитов функционирования фирмы с целью улучшения качества работы;
  • обеспечение связью сотрудников, которые работают удаленно.

Формирование бюджета административных расходов

Формирование бюджета административных расходов важно для учета так называемых административно-управленческих расходов. Они не могут превышать 5 % от всей выручки. Если они больше, это служит сигналом о проблемах на предприятии. В таких случаях нужно проанализировать ситуацию и найти причины нерационального использования финансовых ресурсов.

Пример показателей, входящих в административный бюджет и характеризующих эффективность процесса управления на предприятии:

  • процент административных расходов предприятия от общей выручки;
  • доля общехозяйственных издержек для каждого отдела или подразделения;
  • сумма всех административных расходов предприятия.

Составленный бюджет административных расходов требует внимательного изучения и анализа с целью дальнейшего его снижения. Дело в том, что эти затраты напрямую не связаны с процессом производства, но имеют тенденцию к увеличению. Даже если финансово-экономическое состояние предприятия снижается.

Если предприятие в процессе своего основного производства пользуется услугами сторонних организаций или подрядчиков, то их оплата должна быть включена в бюджет административных расходов. Сами статьи затрат формирует подрядчик в виде калькуляции или сметной ведомости, а предприятие-заказчик рассчитывается за них по договору. Необходимо проверять и контролировать предоставленную контрагентами смету с целью корректировки и оптимизации перечня услуг. Кроме того, предложения от поставщиков, их расчеты и расценки должны быть всегда экономически обоснованны и разумны.

Принципы формирования бюджета на обучение персонала

На большинстве предприятий в бюджет общих затрат включены расходы на обучение сотрудников. В отношении данной статьи необходимо соблюдение определенных норм.

Первый – это выделение постоянной суммы денежных средств на проведение тренингов и других обучающих мероприятий. Этот принцип требует строгого контроля, потому что сначала работники охотно записываются на курсы, но через некоторое время интерес у них становится меньше. Также в течение года на крупном предприятии могут увольняться и приниматься новые сотрудники, которых нужно обязательно обучать. При этом движение кадров может быть неравномерным, а сумма расходов на подготовку не изменяется и, хуже того, увеличивается. Без контроля такая система теряет свою эффективность. Отдел кадров начинает в принудительном порядке обучать сотрудников, не придавая значения пользе от таких мероприятий. Происходит нерациональное освоение бюджета. Теряются цели обучения и тратится полезное рабочее время. Это оказывает негативное влияние на весь производственный процесс.

В небольших компаниях, которые более ограничены финансовыми возможностями, определение бюджета происходит по другому принципу. Отдел, сотрудники которого нуждаются в обучении, направляет требование руководству на согласование определенной суммы затрат. Это предложение рассматривается, обосновывается. Далее – утверждается или нет. Сумма не постоянная и каждый раз может изменяться. Также средства допустимо резервировать на определенное необходимое время. Этот подход к составлению бюджета позволяет фактически отследить эффективность производимых затрат.

Исходя из понимания принципов формирования бюджетов и использования финансовых средств предприятия, можно сделать главный вывод: общехозяйственные расходы требуют жесткого и обязательного контроля. Для регулирования управленческих издержек можно применить систему лимитирования. Это одна из лучших мер ограничения затрат.

Ввести нормы можно как на весь объем административных расходов, так и на некоторые большие статьи из общего бюджета.

Режим регистрации, планирования, контроля и анализа общих расходов компании – это регламент бюджетирования управленческих затрат, которые не привязаны к основной деятельности предприятия. Для любой организации необходима определенная руководящая структура. Стоимость ее устанавливается как раз в бюджете административных расходов.

Ответственность за административные расходы обычно не переходит по отделам, а полностью возлагается на руководство, то есть на более высокий уровень управления. Зачастую ее несут генеральный директор предприятия или собственник. Другими словами, вся ответственность и окончательное решение – прерогатива первых лиц организации. Отсюда появляется главная трудность у финансового подразделения – это преодоление психологических моментов при регламенте бюджетирования административно-управленческих затрат.

Чтобы добиться от финансовой дирекции максимальной отдачи и результативности, необходимо настроить особые правила работы с любыми расходами предприятия. Несмотря на то что траты могут формироваться не только в производственных структурах и подразделениях, но и в управленческих (в том числе на уровне первых руководителей), надо с опасением и даже с недоверием относиться к любым статьям расходов. Такой подход позволит получить наиболее глубокое обоснование того или иного пункта бюджета. Ведь право на расходы придется защищать. При этом финансист должен быть готов к сильному сопротивлению со стороны генерального директора. Недостаточность приведенных аргументов по расходу будет означать ошибку руководителя. И допускать промахи может любой сотрудник, но в случае с генеральным директором ситуация осложняется преодолением психологических барьеров специалистом финансового отдела. В конечном итоге последний получит признание от собственника компании, потому что обоснованное расходование любых денежных средств предприятия приносит положительный результат и ведет организацию к достижению коммерческого успеха.

Как рассчитать административные расходы

  1. Необходимо убедиться в целевом использовании тех или иных затрат. Например, оплата услуг связи, которые могут быть применены сотрудниками как по работе, так и в личных целях, не относящихся к их деятельности. Ярким примером также является использование канцелярских товаров. В целях оптимизации таких расходов можно установить определенные лимиты.
  2. Использование и расчет транспортных затрат. Необходимо учитывать предполагаемые расходы на услуги сторонних организаций и на собственные транспортные возможности.
  3. Улучшение цифровых технологий и программное обеспечение для различных подразделений и сотрудников организации. Нет необходимости в расходах по всей компании, но обоснованные затраты для определенных специалистов необходимо учитывать при составлении бюджета.
  4. Учет издержек на обновление и абонентское обслуживание существующих программ, так как предприятие уже работает с определенными пакетами. А также улучшение системы в области оперативного управления предприятием на основе отчетности. Пример: установка и запуск CRM-системы.
  5. Статьи по арендным платежам и расходам, а также амортизационные отчисления на арендуемые здания и сооружения. Условия аренды регламентируются договорными отношениями, а износ рассчитывается согласно нормативам и не меняется.
  6. Руководители всех подразделений должны предоставить отчеты по всем своим предполагаемым заменам и обновлениям.
  7. Необходимо учитывать всю компьютерную технику, имеющуюся на предприятии, – в каком состоянии, задействована или нет, имеет ли смысл приобретать оборудование дополнительно.
  8. Стоит не забывать уделять внимание возможным судебным издержкам в компании. А если уже есть дела в судах, то подобные затраты становятся неизбежными и обязательно включаются в бюджет административных расходов предприятия. Такими издержками могут быть: оплата юристов и консалтинговых услуг, поездки в места расположения ответчика и другие.
  9. Аутсорсинг и консалтинговые услуги, которые могут быть оплачены за один раз или за пользование данными услугами за непродолжительный период времени, или на постоянной основе (на длительный срок).
  10. Учет затрат на запланированные аудиторские проверки. Эти расходы могут быть неизбежными и с определенной периодичностью. В таком случае изучается рынок организаций, предоставляющих данный вид услуг. Рассматривается и анализируется стоимость.
  11. Обязательный учет расходов при работе с банками. Необходимо владеть всей информацией по тарифам, правилам банка, движениям финансовых средств и прочими данными.
  12. Затраты по постоянным услугам банков по заключенным договорам. Такие суммы списываются банком самостоятельно, поэтому нельзя их забывать и всегда учитывать в бюджете.

Бухгалтерский учет административных расходов

В бухгалтерском учете есть специальный счет для административных расходов – это счет 26 «Общехозяйственные расходы». Ниже приведены примеры начисления административных расходов бухгалтерией (по дебету).

Дебет 26 кредит 02 – амортизационные отчисления для здания;

дебет 26 кредит 60 – по услугам связи;

дебет 26 кредит 70 – заработная плата руководителю;

дебет 26 кредит 10 – канцелярские принадлежности.

Со счета 26 по завершении месяца списываются и закрываются все суммы, включая все административные расходы.

Для закрытия в конце месяца счета 26 существует 2 метода: полное включение в себестоимость и директ-костинг. Каждая организация выбирает подходящий метод в зависимости от своих особенностей.

Предприятиям, которым необходимо отслеживать и проверять себестоимость, подойдет способ полного включения в себестоимость. Бухгалтерская проводка будет такая: дебет 20 субсчет «Себестоимость продаж» кредит 26 – общехозяйственные расходы списаны (а также административные).

Есть предприятия, у которых полная и неполная себестоимость практически не отличаются друг от друга. Тогда административные расходы не распределяются. В этом просто нет смысла. Другими словами, доля затрат, не связанных с производством, очень мала. Для таких предприятий подходит способ, который называют директ-костинг. Бухгалтерская проводка следующая: дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» кредит 26 – общехозяйственные расходы списаны (а также административные).

Необходимо зафиксировать подходящий способ списания общехозяйственных расходов (включая административные) в учетной политике предприятия.

Источник: https://www.gd.ru/articles/9565-administrativnye-rashody-predpriyatiya