63 ФЗ об адвокатской

Закон Республики Беларусь от 30.12.2011 № 334-з «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь»

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на сентябрь 2013 года Принят Палатой представителей 19 декабря 2011 года Одобрен Советом Республики 20 декабря 2011 года

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

адвокатура — правовой институт, призванный оказывать в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на профессиональной основе юридическую помощь в целях осуществления и защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц;

адвокатская деятельность — юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами в порядке, предусмотренном настоящим Законом, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, а также государству (далее, если не предусмотрено иное, — клиенты) в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию;

адвокатская тайна — сведения о вопросах, по которым клиент обратился за юридической помощью, суть консультаций, разъяснений, справок, полученных клиентом от адвоката, сведения о личной жизни клиента, информация, полученная от клиента, об обстоятельствах совершения преступления по уголовному делу, по которому адвокат осуществлял защиту прав, свобод и интересов клиента, а также сведения, составляющие коммерческую тайну клиента;

юридическая помощь — деятельность по оказанию содействия клиентам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, которая направлена на осуществление и защиту прав, свобод и интересов клиентов, а также представительство клиентов в судах, государственных органах, иных организациях и перед физическими лицами.

Статья 2. Законодательство об адвокатуре

1. Законодательство об адвокатуре в Республике Беларусь состоит из Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и других нормативных правовых актов.

2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

3. Права и обязанности адвокатов при оказании юридической помощи по уголовным, гражданским делам, делам, возникающим из хозяйственных (экономических) споров, и делам об административных правонарушениях регламентируются также соответствующими законодательными актами.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона не распространяется на юридическую помощь, оказываемую в рамках своей деятельности:

работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками государственных органов;

лицами, осуществляющими деятельность по оказанию юридических услуг на основании специальных разрешений (лицензий);

нотариусами, временными (антикризисными) управляющими, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат;

инвестиционными агентами;

торгово-промышленной палатой в области правового обеспечения внешнеэкономической деятельности;

работниками риэлтерских и аудиторских организаций, аудиторами — индивидуальными предпринимателями;

общественными объединениями потребителей;

органами и лицами, осуществляющими представительство в случаях, установленных законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Статья 4. Принципы организации адвокатуры и адвокатской деятельности

Организация адвокатуры и адвокатской деятельности основывается на принципах:

обеспечения гарантированного Конституцией Республики Беларусь права на юридическую помощь;

законности;

доступности юридической помощи;

независимости адвокатов при осуществлении своей профессиональной деятельности;

адвокатской тайны;

использования всех не запрещенных законодательством средств и способов защиты прав, свобод и интересов клиента;

обеспечения качества юридической помощи;

недопустимости вмешательства в профессиональную деятельность адвокатов со стороны органов, ведущих уголовный процесс, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц;

соблюдения Правил профессиональной этики адвоката.

Статья 5. Основные задачи адвокатуры

Основными задачами адвокатуры являются:

оказание на профессиональной основе юридической помощи клиентам в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов;

участие в правовом воспитании граждан.

Статья 6. Право на юридическую помощь, оказываемую адвокатами

1. Юридическая помощь оказывается адвокатами на возмездной основе. В случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами, юридическая помощь оказывается за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов.

2. Любое физическое и юридическое лицо на территории Республики Беларусь вправе обратиться за юридической помощью к адвокату по своему выбору, за исключением случаев оказания юридической помощи за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов, для защиты своих прав и интересов в судах, государственных органах, иных организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих юридических вопросов, и перед физическими лицами.

3. Задержанному, административно арестованному, лицу, заключенному под стражу, домашний арест, лицу, которому назначены принудительные меры безопасности и лечения, или осужденному при оказании юридической помощи обеспечиваются необходимые условия для встреч и консультаций с адвокатом с соблюдением их полной конфиденциальности.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5622872/

Система законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности

Система законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности (англ. system legislation about bar and attorney activity) — 1) это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность адвокатуры; 2) это объективная форма существования норм права об адвокатуре и адвокатской деятельности, средство предания им определенности, объединение в конкретные правовые акты.

Система законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества, что отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ.

Главным источником законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации являются нормы Конституции РФ, которые обладают высшей юридической силой.

Наибольшей юридической силой в системе рассматриваемого нами законодательства обладают федеральные конституционные законы и федеральные законы. Причем главным и преимущественным нормативным правовым актом в этой сфере является Закон об адвокатуре, который содержит правовые нормы, регламентирующие организационную структуру адвокатуры и адвокатской деятельности в Российской Федерации, статус адвоката, его права и обязанности.

Следующими по значимости и юридической силе являются подзаконные акты. Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на юридической силе законов и не могут противоречить им. По своему содержанию подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. К ним относятся:

  • — акты Президента РФ в виде указов и распоряжений. В ст. 90 Конституции РФ подчеркивается, что указы и распоряжения не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам;
  • — нормативные правовые акты Правительства РФ в форме указов и распоряжений — это подзаконные нормативные акты, принимаемые на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, которые издаются для урегулирования более подробных вопросов деятельности адвокатуры. Постановления и распоряжения обязательны для исполнения на территории всей Российской Федерации;
  • — нормативные правовые акты органов исполнительной власти РФ — это документы общего действия, которые распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений, в данном случае адвокатуру, в виде приказов, постановлений, инструкций;
  • — судебные акты в виде постановлений, определений, обзора судебной практики, решений о приемлемости, постановлений по существу дела и о справедливой компенсации Европейского Суда по правам человека;
  • — внутриорганизационные подзаконные акты, к которым относятся акты Всероссийского съезда адвокатов, Федеральной палаты адвокатов РФ и адвокатских палат субъектов РФ.

Рассмотрим систему законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности, состоящую из нормативных правовых актов, регулирующих в настоящее время адвокатскую деятельность в Российской Федерации.

Правовую основу, фундамент всего действующего законодательства о российской адвокатуре составляет Конституция РФ, которая является актом прямого действия и применения на всей территории РФ. Ее нормы обладают высшей юридической силой и регулируют наиболее важные, общественные отношения.

Закрепленный в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ принцип равноправия, которым должна руководствоваться адвокатура, подразумевает одинаковый подход при решении вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех людей. Кроме того, реализация закрепленных в Конституции основных прав и свобод граждан невозможна без гарантий их государственной защиты (ст. 45), которые, в свою очередь, заключаются в получении квалифицированной правовой помощи, в том числе и бесплатной (ч. 1 ст. 48). Оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям как раз и является основной задачей адвокатуры. Особым видом квалифицированной юридической помощи является помощь, оказываемая в рамках уголовного судопроизводства лицам с момента их задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48). В ч. 2 ст. 48 Конституции РФ указан начальный момент, с которого возможно участие в деле адвоката, процессуальные границы такого участия закреплены в УПК.

В п. «о» ст. 71 Конституции РФ определена компетенция различных органов государственной власти в регулировании деятельности адвокатуры: «к ведению Российской Федерации относится судоустройство; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство». В соответствии с п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем отдельные стороны организации адвокатуры могут определяться федеральными законами, подзаконными нормативными правовыми актами, а также законами субъектов РФ.

Среди федеральных законов, регулирующих адвокатскую деятельность, стал Закон об адвокатуре, принятие которого послужило становлению нового этапа в развитии российской адвокатуры.

В ст. 4 Закона об адвокатуре регламентировано, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из данного Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных данным Законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

В Законе об адвокатуре закреплены:

  • — нормативное определение адвокатской деятельности и адвокатуры;
  • — определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций;
  • — признание права адвоката на выбор формы организации: осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организацией (адвокатских бюро, коллегий адвокатов);
  • — гарантии независимости адвоката и гарантии адвокатской деятельности;
  • — регламентирование условий приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката;
  • — страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности;
  • — расширение возможностей граждан России получать бесплатную юридическую помощь;
  • — расширение прав адвоката при оказании юридической помощи, предоставление ему возможности самостоятельно собирать необходимые сведения и предметы, которые могут быть признаны доказательствами в соответствии с российским законодательством.

Правовое положение и организационные основы деятельности адвоката как участника различных видов судопроизводства закреплены в Федеральном конституционном законе «О конституционном суде Российской Федерации», УК, УПК, ГК, ГПК, АПК, КоАП.

Часть 1 ст. 45 УПК предусматривает, что представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты; защитник — это лицо, осуществляющее в установленном УПК порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу (ч. 1 и 2 ст. 49 УПК). Причем в качестве защитников допускаются только адвокаты. Статья 53 УПК устанавливает полномочия защитника. Статья 56 УПК регламентирует, что свидетель может являться на допрос с адвокатом, а ч. 5 ст. 189 УПК определяет полномочия и функции адвоката при проведении допроса свидетеля: «Если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе и пользуется правами, предусмотренными частью второй статьи 53 настоящего Кодекса. По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля. Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса».

ГПК устанавливает, что право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 5 ст. 53). Адвокат, являющийся представителем сторон и других лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве, имеет следующие полномочия (ст. 54): «Представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом».

В ч. 3 ст. 59 АПК закреплено, что представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица. Согласно ч. 3 ст. 61 полномочия адвоката на ведение дела в арбитражном суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом, а именно доверенностью в нотариально удостоверенной форме.

Порядок налогообложения адвокатских образований регламентирован нормами НК, в частности п. 4 ст. 82 закрепляет, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. В ст. 90 НК также закреплено, что адвокаты, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, не могут допрашиваться в качестве свидетелей.

За оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов РФ своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности освобождаются от налога на добавленную стоимость (ст. 149 НК). Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями, которые именуются налоговыми агентами (п. 1 ст. 226). Налоговая база по налогу на доходы в отношении каждого адвоката определяется бухгалтерией соответствующего адвокатского образования исходя из сумм вознаграждений, внесенных доверителями в кассу адвокатского образования либо перечисленных на расчетный счет адвокатского образования за оказываемую юридическую помощь, и сумм компенсации расходов, связанных с исполнением поручений доверителей, внесенных доверителями в кассу соответствующего адвокатского образования или перечисленных на расчетный счет адвокатского образования в отчетном налоговом периоде. Поступившие в кассу (перечисленные на расчетный счет) суммы оплаты за оказание юридической помощи учитываются бухгалтерией адвокатского образования на лицевых счетах конкретных адвокатов, которые приняли поручение на оказание юридических услуг.

В п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре закреплено, что адвокаты обязаны отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты субъекта РФ, а также отчислять средства на содержание соответствующего адвокатского кабинета, соответствующей коллегии адвокатов или соответствующего адвокатского бюро в порядке и в размерах, которые установлены адвокатским образованием.

На адвокатов не возложена обязанность по представлению декларации по налогу на доходы (ст. 229 НК). Однако они вправе представить такую декларацию по окончании налогового периода в налоговый орган по месту жительства для получения полагающихся им социальных и имущественных налоговых вычетов, установленных ст. 219 и 220 НК, а также в том случае, если по каким-либо причинам стандартные налоговые вычеты им были предоставлены в меньшем размере, чем это предусмотрено ст. 218 НК. Иной порядок налогообложения доходов предусмотрен только для адвокатов, учредивших адвокатский кабинет и осуществляющих свою деятельность индивидуально, которые, как и налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, в соответствии со ст. 227 НК исчисляют подлежащие уплате в бюджет суммы налога с доходов от профессиональной деятельности и производят уплату исчисленных сумм налога на доходы в бюджет самостоятельно.

Таким образом, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, обязаны самостоятельно определять налоговую базу по налогу на доходы физических лиц за истекший налоговый период, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета, т.е. месту жительства, декларацию по налогу на доходы в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Адвокатам, осуществляющим адвокатскую деятельность индивидуально, налоговые вычеты могут предоставляться только налоговыми органами по месту жительства по окончании налогового периода при подаче декларации по налогу на доходы в порядке, предусмотренном ст. 229 НК, на основании письменного заявления и соответствующих документов, подтверждающих право налогоплательщика на получение таких налоговых вычетов. Адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Если адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, производят выплаты физическим лицам на основании заключенных с ними трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам, они в соответствии со ст. 226 НК являются налоговыми агентами, на которых возложена обязанность исчислить, удержать с налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму налога в соответствующий бюджет в отношении всех доходов физического лица, источником которых они являются.

Адвокаты в соответствии с Федеральным законом от24.07.2009 №212-ФЗ «О страховым взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» относятся к плательщикам страховых взносов. Адвокаты уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона). Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Законом (ст. 18).

Страховые взносы по обязательному социальному страхованию не исчисляются и не уплачиваются на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ. Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период адвокатами, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 Закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено законом. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства. Плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае прекращения либо приостановления статуса адвоката, плательщики страховых взносов обязаны в 12-дневный срок со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день прекращения либо приостановления статуса адвоката, включительно. В таком случае уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета (ст. 16 Закона).

Следующими, имеющими более низкую юридическую силу, чем закон, являются подзаконные акты. Они принимаются на основании и во исполнение законов.

К постановлениям Правительства РФ, которые регулируют адвокатскую деятельность и являются средством реализации Закона об адвокатуре, относятся постановления:

— от 04.07.2003 № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда», согласно которому при определении размера оплаты труда адвоката учитывается сложность уголовного дела. В свою очередь при определении сложности уголовного дела учитывается подсудность (уголовные дела, рассматриваемые ВС РФ, верховными судами республик в составе Российской Федерации и приравненными к ним судами в качестве суда первой инстанции), число и тяжесть вменяемых преступлений, количество подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), объем материалов дела, необходимость выезда адвоката в процессе ведения дела в другой населенный пункт и другие обстоятельства. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с тяжелыми климатическими условиями, в которых законодательством РФ установлены процентные надбавки и (или) районные коэффициенты к заработной плате, оплата труда адвоката осуществляется с учетом указанных надбавок и коэффициентов.

Оплата труда адвоката производится по его заявлению на основании постановления (определения) органа дознания, органа предварительного следствия или суда. При длительном участии адвоката в качестве защитника постановление (определение) об оплате труда адвоката выносится ежемесячно (с учетом фактически отработанных дней). Постановление (определение) об оплате труда адвоката, заверенное печатью органа дознания, органа предварительного следствия, прокуратуры или суда, направляется в соответствующую финансовую службу (орган) для перечисления указанных в нем средств на текущий (расчетный) счет адвокатского образования. Перечисление средств на текущий (расчетный) счет адвокатского образования осуществляется в течение 30 дней с даты получения постановления (определения);

  • — от 23.07.2005 № 445 «О порядке оказания адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами». В частности, юридическая помощь оказывается военнослужащим адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность в гарнизонах, где военнослужащие проходят военную службу; юридическая помощь оказывается военнослужащим, находящимся в отпуске, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность в гарнизонах, в военных комендатурах, в которых военнослужащий встал на учет; юридическая помощь оказывается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву за пределами территории РФ, российскими адвокатами там, где они имеются;
  • — от 16.02.2005 № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг», принятое в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Настоящим Постановлением утверждено Положение, которое регулирует порядок передачи в Росфинмониторинг информации о сделках или финансовых операциях, указанных в п. 2 ст. 7.1 указанного Закона. Адвокаты, при наличии у них любых оснований полагать, что такие сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Росфинмониторинг. Адвокаты вправе передать информацию о таких сделках или финансовых операциях своих клиентов как самостоятельно, так и через адвокатскую палату при наличии у этой палаты соглашения о взаимодействии с Росфинмониторингом;
  • — от 19.09.2003 № 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации». Адвокаты иностранного государства, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории РФ, регистрируются Минюстом России. Реестр ведется на русском языке. Представление недостоверных сведений или представление не всех документов, необходимых для регистрации, является основанием для отказа в регистрации адвоката иностранного государства в реестре. Минюст России в течение трех месяцев после поступления всех необходимых документов, осуществляет проверку их достоверности. При этом Минюст России вправе обратиться в правоохранительные и другие государственные органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности представленных документов. Указанные органы обязаны сообщить о результатах проверки документов или подтвердить их достоверность не позднее одного месяца со дня получения запроса. После подтверждения достоверности указанных документов Минюст России издает распоряжение о регистрации адвоката иностранного государства в реестре, на основании которого выдает свидетельство о регистрации. Решение об отказе в регистрации в реестре может быть обжаловано в суд в установленном законодательством РФ порядке. Заявление адвоката иностранного государства о регистрации его в реестре, распоряжение Минюста России о регистрации адвоката иностранного государства в реестре и иные документы, имеющие отношение к адвокату иностранного государства, формируются в реестровое дело. Аннулирование регистрации адвоката иностранного государства в реестре производится по заявлению адвоката или по инициативе Минюста России, который аннулирует регистрацию адвоката иностранного государства в реестре в случае:
    • а) установления недостоверности представленных для регистрации документов;
    • б) выдворения адвоката из Российской Федерации в установленном порядке;
    • в) вступления в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении преступления.

Об аннулировании регистрации адвоката иностранного государства в реестре Минюст России издает мотивированное распоряжение. Решение об аннулировании регистрации в реестре может быть обжаловано в суд в установленном законодательством РФ порядке. Адвокат иностранного государства, регистрация которого в реестре аннулирована, возвращает свидетельство о регистрации в Минюст России.

К нормативным правовым актам министерств и федеральных служб, затрагивающих адвокатскую деятельность, относятся приказы:

  • — Минюста России № 199, Минфина России от 15.10.2007 № 87н «Об утверждении порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела». Например, из Приложения к приказу следует, что с учетом степени сложности уголовного дела дознаватель, следователь или суд устанавливают размер оплаты труда адвоката за один день участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве, руководствуясь следующими критериями, существующими на момент вынесения соответствующего постановления (определения): 825 руб., а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время 1650 руб. — по уголовным делам: в отношении трех или более обвиняемых (подсудимых) лиц; в случае предъявления обвинения по трем или более инкриминируемым преступлениям; при объеме материалов уголовного дела более трех томов;
  • — Минюста России от 05.02.2008 № 20 «Об утверждении административного регламента исполнения территориальными органами федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта российской федерации и выдаче адвокатам удостоверений», который разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной функции по ведению реестров адвокатов субъектов РФ и выдаче адвокатам удостоверений, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при ведении регионального реестра, и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении государственной функции.

Источник: https://studme.org/1081080616398/pravo/sistema_zakonodatelstva_advokature_advokatskoy_deyatelnosti

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 декабря 2011 года №334-З

Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь

(В редакции Законов Республики Беларусь от 29.12.2012 г. №7-З, 11.07.2017 г. №42-З)

Принят Палатой представителей 19 декабря 2011 года

Одобрен Советом Республики 20 декабря 2011 года

Глава 1 Общие положения

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

адвокатура — правовой институт, призванный оказывать в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на профессиональной основе юридическую помощь в целях осуществления и защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц;

адвокатская деятельность — юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами в порядке, предусмотренном настоящим Законом, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, а также государству (далее, если не предусмотрено иное, — клиенты) в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию;

адвокатская тайна — сведения о вопросах, по которым клиент обратился за юридической помощью, суть консультаций, разъяснений, справок, полученных клиентом от адвоката, сведения о личной жизни клиента, информация, полученная от клиента, об обстоятельствах совершения преступления по уголовному делу, по которому адвокат осуществлял защиту прав, свобод и интересов клиента, а также сведения, составляющие коммерческую тайну клиента;

юридическая помощь — деятельность по оказанию содействия клиентам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, которая направлена на осуществление и защиту прав, свобод и интересов клиентов, а также представительство клиентов в судах, государственных органах, иных организациях и перед физическими лицами.

Статья 2. Законодательство об адвокатуре

1. Законодательство об адвокатуре в Республике Беларусь состоит из Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и других нормативных правовых актов.

2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

3. Права и обязанности адвокатов при оказании юридической помощи по уголовным, гражданским делам, делам, возникающим из хозяйственных (экономических) споров, и делам об административных правонарушениях регламентируются также соответствующими законодательными актами.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона не распространяется на юридическую помощь, оказываемую в рамках своей деятельности:

работниками юридических служб организаций, а также работниками государственных органов;

лицами, осуществляющими деятельность по оказанию юридических услуг на основании специальных разрешений (лицензий), и их работниками;

нотариусами, временными (антикризисными) управляющими, ликвидаторами, патентными поверенными;

инвестиционными агентами;

торгово-промышленной палатой в области правового обеспечения внешнеэкономической деятельности;

работниками риэлтерских и аудиторских организаций, аудиторамииндивидуальными предпринимателями;

общественными объединениями потребителей;

органами и лицами, осуществляющими представительство в случаях, установленных законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Статья 4. Принципы организации адвокатуры и адвокатской деятельности

Организация адвокатуры и адвокатской деятельности основывается на принципах:

обеспечения гарантированного Конституцией Республики Беларусь права на юридическую помощь;

законности;

доступности юридической помощи;

независимости адвокатов при осуществлении своей профессиональной деятельности;

адвокатской тайны;

использования всех не запрещенных законодательством средств и способов защиты прав, свобод и интересов клиента;

обеспечения качества юридической помощи;

недопустимости вмешательства в профессиональную деятельность адвокатов со стороны органов, ведущих уголовный процесс, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц;

соблюдения Правил профессиональной этики адвоката;

самоуправления и самофинансирования.

Статья 5. Основные задачи адвокатуры

Основными задачами адвокатуры являются:

оказание на профессиональной основе юридической помощи клиентам в целях осуществления и защиты их прав, свобод и интересов;

участие в правовом воспитании граждан.

Статья 6. Право на юридическую помощь, оказываемую адвокатами

1. Юридическая помощь оказывается адвокатами на возмездной основе. В случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами, юридическая помощь оказывается за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов.

2. Любое физическое и юридическое лицо на территории Республики Беларусь вправе обратиться за юридической помощью к адвокату по своему выбору, за исключением случаев оказания юридической помощи за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов, для защиты своих прав и интересов в судах, государственных органах, иных организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих юридических вопросов, и перед физическими лицами.

3. Задержанному, административно арестованному, лицу, заключенному под стражу, домашний арест, лицу, которому назначены принудительные меры безопасности и лечения, или осужденному при оказании юридической помощи обеспечиваются необходимые условия для встреч и консультаций с адвокатом с соблюдением их полной конфиденциальности.

Глава 2 Адвокаты

Статья 7. Адвокат в Республике Беларусь

1. Адвокатом в Республике Беларусь может быть физическое лицо, являющееся гражданином Республики Беларусь, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого устанавливается Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом, прошедшее в установленных настоящим Законом случаях стажировку и сдавшее квалификационный экзамен, получившее специальное разрешение (лицензию) на осуществление адвокатской деятельности (далее, если не предусмотрено иное, — лицензия) и являющееся членом территориальной коллегии адвокатов.

2. Адвокаты иностранных государств, действующие в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, могут оказывать юридическую помощь на территории Республики Беларусь после включения их в Реестр адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций и специальных разрешений (лицензий) на право осуществления адвокатской деятельности (далее — Реестр адвокатов) в порядке, определяемом Министерством юстиции Республики Беларусь.

Статья 8. Ограничения права на осуществление адвокатской деятельности

К осуществлению адвокатской деятельности не допускается лицо:

признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

ранее совершившее умышленное преступление;

исключенное (уволенное) из коллегии адвокатов, а также уволенное из правоохранительных и других органов и организаций по дискредитирующим обстоятельствам, в течение трех лет со дня принятия соответствующих решений об увольнении;

обратившееся за получением лицензии в течение одного года со дня вступления в силу принятого в отношении его либо индивидуального предпринимателя (юридического лица), в качестве которого было зарегистрировано (учредителем или руководителем которого являлось) это физическое лицо, решения о прекращении действия или об аннулировании специального разрешения (лицензии) на осуществление адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг в установленных законодательными актами случаях, за исключением прекращения действия соответствующего специального разрешения (лицензии) по собственной инициативе лицензиата;

занимавшее в период со дня подачи заявления о допуске к квалификационному экзамену до дня получения лицензии должности, время работы на которых засчитывается в стаж государственной службы.

Статья 9. Прохождение стажировки и сдача квалификационного экзамена

1. Лицо, намеревающееся стать адвокатом (далее — претендент), обязано пройти стажировку и сдать квалификационный экзамен. Не требуется прохождения стажировки лицом, ранее осуществлявшим адвокатскую деятельность не менее трех лет, если со дня прекращения адвокатской деятельности прошло не более пяти лет, за исключением лиц, исключенных (уволенных) из коллегии адвокатов по дискредитирующим обстоятельствам.

2. До сдачи квалификационного экзамена претендент проходит стажировку у адвоката юридической консультации, адвокатского бюро либо у адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально, по направлению территориальной коллегии адвокатов от трех до шести месяцев.

Решение о приеме претендента в качестве стажера адвоката и направлении его на стажировку в юридическую консультацию, адвокатское бюро или к адвокату, осуществляющему адвокатскую деятельность индивидуально, принимается по заявлению претендента советом территориальной коллегии адвокатов на основании соответственно заявок юридических консультаций, адвокатских бюро или адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, или по направлению Белорусской республиканской коллегии адвокатов в установленном ею порядке.

Министерство юстиции Республики Беларусь в целях обеспечения доступности юридической помощи на территории административно-территориальной единицы вправе вносить в соответствующую территориальную коллегию адвокатов обязательные для исполнения представления о количестве стажеров, подлежащих направлению на стажировку в юридические консультации, с заключением договоров, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 настоящего Закона.

Претендент не может быть принят в качестве стажера адвоката при наличии у него ограничений, предусмотренных статьей 8 настоящего Закона.

К заявлению претендента о приеме в качестве стажера адвоката прилагаются документы, указанные в абзацах втором и третьем части первой пункта 4 настоящей статьи.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Источник: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=48853

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый россиянин имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В свою очередь, ее эффективность и действенность зависят от того, как организована адвокатура, каковы статус адвоката, его права и обязанности. Круг данных вопросов регламентирует Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Описание закона

Федеральный закон N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» был принят Государственной Думой в апреле и одобрен Советом Федерации в мае 2002 года. За время своего существования закон об адвокатуре претерпел множество изменений, последние из которых датируются июлем 2017 года.

Закон об адвокатуре РФ призван регламентировать основные аспекты, связанные с данным направлением юриспруденции. И касается он не только узкого профессионального круга юристов. Закон об адвокатуре также затрагивает интересы обычных граждан, которые в той или иной степени нуждаются или могут нуждаться в участии адвоката, способствующего защите данных лиц от произвола различных структур, в том числе государственных.

Также читайте ФЗ о нотариате с последними изменениями на 2018 год

Структурно закон представлен пятью главами, содержащими 45 статей. Из этого можно сделать вывод о большом объеме акта, а также о множестве включенных аспектов и нюансов. Рассмотрим краткое содержание законодательного акта, отметив его основные положения, чтобы иметь представление о сути закона 63-ФЗ об адвокатуре:

  • Общие положения — глава, определяющая основные понятия, содержащиеся в законе: адвокатская деятельность, адвокат, адвокатура. Рассматривает также действующее в данном направлении юриспруденции законодательство.
  • Права и обязанности адвоката — глава, обозначающая полномочия защитника и его обязанности. Также рассматривает понятия адвокатского запроса и адвокатской тайны.
  • Статус адвоката — определяет порядок приобретения статуса, получения допуска к квалификационному экзамену и его прохождения, присвоения статуса и принесения присяги а также порядок приостановления и прекращения данного статуса. Также закон об адвокатуре содержит положения о реестрах адвокатов и о внесении сведений, гарантиях независимости и о страховании риска ответственности.
  • Организация адвокатской деятельности и адвокатуры — глава закона, включающая статьи о формах профессиональных образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Также рассматривает положения о договоре об оказании юридической помощи и о так называемых государственных адвокатах — то есть о бесплатной юридической помощи россиянам. Описаны структура и иерархия образований, установленная для данной сферы.
  • Заключительные и переходные положения — глава, подводящая итоги закона 63-ФЗ об адвокатуре.

Чтобы ознакомиться с сутью перечисленных статей и положений закона, рекомендуем скачать 63 ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ. Ссылка на скачивание тут.

Вернемся к основным понятиям, содержащимся в первой главе закона об адвокатуре:

Адвокат — лицо, получившее в установленном законом порядке данный статус и право осуществлять деятельность по защите прав и законных интересов других лиц (доверителей). Является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Не может выступать в качестве работника ни в одной сфере, кроме адвокатской деятельности. Исключением является наука, преподавание и творчество. Также не вправе занимать государственные должности, но может совмещать свою деятельность с должностью руководителя адвокатского образования и с выборными должностями адвокатских палатах и других адвокатских объединениях.

Адвокатура — институт гражданского общества, не входящий в систему государственной власти и управления. Является профессиональным сообществом адвокатов, действующим на основании принципов законности, независимости, самоуправления и равноправия.

Адвокатская деятельность — квалифицированная юридическая помощь, оказываемая адвокатами на профессиональной основе. Данная деятельность не является предпринимательской. Её цель — защита прав, свобод и интересов доверителей, а также обеспечение доступа к правосудию.

Скачать текст закона

Скачать Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Представленная версия содержит все актуальные изменения и поправки. Последняя редакция закона об адвокатуре необходима для изучения организации адвокатской деятельности, ее роли в юриспруденции и правовой связи с иными законодательными актами.

Последние изменения

Как уже было сказано, за 15 лет своего существования, закон 63-ФЗ об адвокатуре претерпел множественные изменения в целях актуализации положений.

Множество поправок было внесено в июне 2016 года, что позволило значительно расширить полномочия адвоката: в некоторой степени статус его приблизился к положению государственного или муниципального служащего. Было введено понятие адвокатского запроса и ответственности третьих лиц за непредоставление запрашиваемых сведений. Также был рассмотрен вопрос ответственности за разглашение или незаконное использование полученной информации. Выросла значимость адвокатского удостоверения.

Самые последние изменения закона об адвокатуре датируются июлем 2017 года и связаны с выходом Федерального закона N 269-ФЗ «О внесении изменений…». Рассмотрим подробнее, каких статей и положений закона об адвокатуре коснулись поправки.

Подпункт 5 пункта 3 статьи 31 о Совете Адвокатской палаты был изложен в новой редакции.

Теперь, согласно закону, Совет Адвокатской палаты не просто «определяет порядок оказания юридической помощи…», но организует ее оказание адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. Порядок оказания помощи определяет Федеральная палата адвокатов.

В обязанности данного коллегиального исполнительного органа входит доведение до сведения о порядке оказания юридической помощи вышеуказанных органов и самих адвокатов, а также контроль за его соблюдением.

Пункт 3 статьи 37 о Совете Федеральной палаты адвокатов был дополнен подпунктом 3.1, согласно которому к функциям данного коллегиального исполнительного органа добавлено было определение порядка оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. Совет ФПА поручает советам адвокатских палат организацию исполнения установленного порядка.

Кратко рассмотрим статьи, которых последние поправки хоть и не коснулись, однако содержащиеся положения в данных статьях являются существенными в рамках закона об 63-ФЗ адвокатуре.

В ст. 6 ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ указывается, что полномочия адвоката в рамках конституционного, гражданского и административного судопроизводства, а также производства по уголовным делам определяются в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. В части 3 ст. 6 расписаны мероприятия, которые защитник вправе проводить в рамках реализации своей юридической деятельности:

  • собирать необходимые сведения;
  • запрашивать справки, характеристики и др. от государственных органов (адвокатский запрос, п. 1 ч. 3 ст. 6);
  • опрашивать лиц, предположительно владеющих информацией;
  • собирать вещественные и иные доказательства;
  • привлекать специалистов и т. д.

Рассмотрим также основные обязанности адвоката (ст. 7):

  • отстаивать права и законные интересы доверителя в соответствии с требованиями и положениями действующего законодательства;
  • присутствовать на заседаниях суда;
  • постоянно совершенствовать и расширять профильные знания;
  • блюсти профессиональную этику и т.д.

Понятием «адвокатская тайна» (ст. 8) обозначаются любые сведения, связанные с оказанием юридической помощи доверителю. Защитник не может свидетельствовать против своего клиента и использовать информацию, полученную от того. Статус адвоката обязывает проводить оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в его отношении исключительно на основании судебного решения.

Деятельность адвоката по защите прав и интересов доверителя осуществляется на основании заключенного с тем соглашения об оказании юридической помощи (ст. 25). Это гражданско-правовой договор, задача которого ясна из его наименования. Заключается в простой письменной форме. Существенными условиями данного соглашения являются:

  • Указание на адвоката, его образование и принадлежность к палате;
  • Предмет поручения;
  • Условия и размер выплаты вознаграждения;
  • Компенсация расходов, понесенных в ходе исполнения полномочий;
  • Ответственность адвоката.

В свое время рассмотренный нами закон 63-ФЗ об адвокатуре еще на этапе обсуждений породил множество споров, произведя в данной сфере юриспруденции революцию — именно в этом законе был заложен основополагающий демократический принцип независимости адвокатуры от органов государственной власти, в том числе и от Министерства Юстиции, — принцип свободы при осуществлении профессионального долга.

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-ob-advokature/